Сломя голову

СЛОМЯ ГОЛОВУ

ТЕХНИКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ЗИМНИЕ ШИНЫ PIRELLI SOTTOZERO

СЛОМЯ ГОЛОВУ

АНАТОЛИЙ СУХОВ

Зима для автомобилиста – нелюбимая пора. Под колесами зыбкая коварная стихия – снег, лед, мокрая каша. Ошибки обходятся дорого – сводки ДТП тому подтверждение. Но на мощных авто быстро ездить хочется не только летом, вопрос – насколько безопасно? Попробуем найти ответ вместе с разработчиками скоростных зимних шин «Соттодзеро».

ФОКУС АСИММЕТРИИ

Требования к зимней шине куда разнообразнее, чем к летней: она должна цепляться и за снег, и за лед, грести по мокрой каше, не всплывать на воде и не пасовать на сухом асфальте. В сложном рисунке протектора новой покрышки каждый элемент отвечает за свой участок работы (рис. 1). «Соттодзеро» словно собрана из двух шин. От наружной, более узкой части протектора зависит поведение под нагрузкой (в поворотах, на сухом асфальте) – ее структура более жесткая. Внутренняя, широкая часть испещрена наклонными канавками – она более податливая и работает «внутри» поворота и на снегу.

Добавки кремнезема к резиновой смеси улучшают сцепные свойства и износостойкость покрышки. Есть они и в «Соттодзеро». Но их связь с основным полимером стала прочнее – химикам удалось заменить непрочные связи между молекулами серы связями сера-углерод (рис. 2).

С АЛЮМИНИЕВОЙ НАЧИНКОЙ

Двойная структура у «Соттодзеро» не только в ширину, но и в глубину: под верхним слоем мягкой резины – жесткое основание (рис. 3), это для быстрых и точных реакций шины на действия водителя. Впрочем, слои разной резины – сегодня уже не новинка. Изюминка в другом. Итальянским шинникам удалось заметно уменьшить влияние температуры на модуль упругости резины. Каждый водитель знает, что резина дубеет на морозе и размягчается в жару. А нужно как раз наоборот! Выправить характеристики помогли металлоорганические добавки – силикаты алюминия и магния. Их назвали модным нынче словом «нанокомпозиты». Действуют они именно в нанометровом масштабе: образуют ионно-ковалентные связи между молекулами полимера, менее подверженные температурным влияниям, чем чисто ковалентные. Добавки вводят в резину послойно, поэтому они образуют своеобразный пирог – «армированные» слои перемежаются «связующим» (рис. 4). Результат: несмотря на название (Sottozero в переводе означает «ниже нуля»), новые зимние шины обыгрывают летние по всем основным показателям вплоть до +7°С даже на сухом асфальте!

РАЗМЕР XXXL

Новые шины можно отнести к суперскоростным даже по летним меркам – немногие могут похвастать индексом V (допустимая скорость до 240 км/ч). Под стать и размер – от 15 до 19 (!) дюймов. Теперь не говорите, что на большие колеса не найти зимнюю резину! А покупатели «Феррари», «Мазерати», «Порше», БМВ и «Ауди» могут получить ее в заводской комплектации. К зиме переобуются в «Соттодзеро» и несколько машин «Ламборгини Галлардо», поступивших на службу в итальянскую полицию. Несмотря на мягкие зимы, снега в Европе выпадает в избытке. А кое-где в Альпах или Пиренеях он лежит на шоссе даже в мае. Инженеры «Пирелли», конечно, не призывают гонять по льду, как по асфальту, но намекают, что благодаря новым шинам разница в ощущениях уже не столь велика.

Подпишитесь на «За рулем» в