Догнать и задержать
ТЕХНИКА
С ПРИСТАВКОЙ «СПЕЦ»
ДОГНАТЬ И ЗАДЕРЖАТЬ
МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ
Грозный голос: «Водитель, примите вправо и остановитесь!» – многократно усилен; освещая темную улицу, блестят маячки. Нарушитель жмется к обочине. А если нет, если увеличивает скорость? Автомобиль в правоохранительной раскраске готов тут же сорваться с места и преследовать, преследовать преступника… Многое будет зависеть от водителя, но и машина не должна подвести.
В США около 80% полицейских автомобилей несут эмблему «Форд». Такие машины есть и у служителей порядка в российской столице. Полицейская версия «Краун Виктория» традиционно несет еще имя «Интерсептор». Последняя ее модификация пока из разряда концепт-каров, но уже открывает ближайшие перспективы для американских служителей и… нарушителей закона.
Кинематограф не слишком искажает реальность: почти каждая полицейская машина хоть раз на своем веку участвует в преследовании. А значит, один из главных критериев при выборе авто для полиции – энерговооруженность. «Сердце» «Интерсептора» – 300-сильная «восьмерка» объемом 4,6 л. «Мотор в основе тот же, что мы ставим под капоты обычного «Краун Виктория» и «Мустанга GT», – поясняет шеф-конструктор отдела новых разработок «Форда» Крис Теодор, – но модульная конструкция двигателя позволила добавить мощности, дабы удовлетворить предельно жестким требованиям полиции».
Чтобы не терять силы во время рывка с места или ускорения в потоке, «Интерсептор» сам отключает кондиционер, отбирающий несколько нужных «лошадей». Создатели машины не спешат обнародовать динамические характеристики «Форда», но по неофициальным данным большой тяжелый автомобиль разгоняется до сотни менее чем за 9 с. Подвески усилены, дисковые тормоза, разумеется, «по кругу». Салон полицейского автомобиля легко отличить от гражданского: задние стекла открыть с заднего сиденья невозможно, да и ручек дверей нет.
«Краун Виктория Интерсептор» готов и к «силовым приемам». Место традиционного переднего бампера занял прочный пластиково-стальной «таран» – им можно упереться в нарушителя, принудив сдаться. Но это все же самый последний вариант сценария. А до него – психологическое давление. На крыше машины – блок проблесковых маячков, есть и мощная сирена. Пара фар-искателей закреплена на наружных зеркалах, а мощные штатные фары дублируют стробоскопы. Не зря остряки прозвали полицейские машины «дискотеками»!
Догнать и обезвредить преступника, конечно же, главное, но часто еще до этого надо обнаружить и вычислить его в толпе. В таких случаях экипаж «охотника», устроив глубокой ночью засаду где-нибудь в сердце Бронкса, будет «пасти» свою цель с помощью камер ночного наблюдения, транслирующих изображение на монитор ноутбука. После задержания видеоматериал будет использован в качестве доказательства.
Из автоспорта «Интерсептор» заимствовал систему сбора данных Accident Data Recorder, способную передавать в режиме реального времени сведения о скорости автомобиля, угле поворота, параметрах работы двигателя и многом другом.
Чрезвычайно важны и коммуникационные возможности авто. Nissan Patrol GR/">Патруль должен точно знать и свое местонахождение, и дислокацию ближайших полицейских машин, а также предполагаемый маршрут нарушителя. Благодаря тому, что навигатор управляется голосом, коп получает нужные данные, не отрывая рук от руля. Предусмотрена и многоканальная связь между машинами: она действует в радиусе 3 км и позволяет переговариваться сразу нескольким экипажам.
Нельзя не сказать о том, что конструкторы уже тестируют систему, способную дистанционно вывести из строя авто нарушителя. Компактный блок создает мощный поток радиоволн, и тот с помощью смонтированной на полицейской машине антенны «выстреливает» в сторону нарушителя – «сводит с ума» электронику, управляющую двигателем и обездвиживает «жертву».
Не только в США, но и в Европе для патрулирования городов чаще выбирают седаны, хотя и не такие большие. В Штатах пытались для этих целей приспособить «Шевроле Тахо», в Европе можно изредка встретить даже «Lexus RX300» или «Мицубиси Паджеро», но это все же исключение из правил: «Вседорожники слишком высоки и выделяются из потока, а это не всегда нужно», – считают стражи порядка.
Другое дело – служба в аэропортах. Полиция английского порта Гэтвик, через который ежегодно проходит поток в 31 миллион пассажиров, предпочла «Мерседес-Бенц Спринтер 413 CDI». Его экипаж из шести человек совмещает обязанности полицейских и пожарных, в салоне – соответствующая аппаратура. Поскольку больная тема для любого крупного аэропорта – наркотики, несколько «спринтеров» специально приспособили для кинологов с собаками.
Особая задача – обезвреживание взрывчатых веществ. «Дженерал моторс» специально для полиции штата Мичиган на базе «Джи-Эм-Си ТопКик» разработала уникальную передвижную лабораторию. Спрятанное в ней за стальными стенами и тонированным стеклом оборудование позволяет идентифицировать обычное, химическое, биологическое и, говорят, даже ядерное оружие, а также найти максимально эффективную защиту против каждого. Масса машины почти 9 тонн, так что 6,6-литрового дизеля «Дюрамакс» лаборатории хватает только-только.
Элита дорожной полиции – подразделения, обслуживающие скоростные магистрали. Здесь используют, например, почти раллийные «Mitsubishi Lancer Evolution/">Мицубиси Лансер Эволюшн». А как прикажете догонять хулигана за рулем «Феррари Маранелло», если перед ним простор автобана? На «Ламборгини Галлардо»! Такой автомобиль фирма подарила итальянской полиции. Интересно, как отбирали полицейского, которому доверено управлять 500-сильным автомобилем за полтораста тысяч евро?
По другую сторону океана, где хоть и нет автобанов без ограничения скорости, нарушители тоже любят быструю езду. Американские блюстители порядка ведут на них охоту на «Шевроле Камаро» или «Додже-Магнум».
«Руки на капот! У вас есть право хранить молчание…» – еще один преступник получит по заслугам, в том числе и благодаря четырехколесному напарнику полисмена.