Закон «чизхолма-бенца»

ЗАКОН «ЧИЗХОЛМА-БЕНЦА»

ТЕХНИКА

ТЕНДЕНЦИИ: ОТКАЗЫ ЭЛЕКТРОНИКИ

ЗАКОН «ЧИЗХОЛМА-БЕНЦА»

АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

У КОГО ЧТО БОЛИТ?

Как бы ни ругали электронику, а Интернет – великая вещь (когда он на рабочем столе, а не в автомобиле). Мы решили выяснить, что именно из электроники ломалось и стало причиной отзывов у разных фирм в последние годы. Вот впечатляющий список порой весьма курьезных дефектов:

1. «Рено-Эспас» 1996–1998 гг. – дефект кабеля лебедки подъема запасного колеса мог привести к потере запаски на ходу.

2. БМВ 3 – 7-й серий 2000–2001 гг. – перегрев электронного блока вентилятора охлаждения создавал риск перегрева двигателя и даже возгорания самого вентилятора.

3. СААБ-900 1995 года, «Лянча-Федра» – самопроизвольно срабатывали подушки безопасности.

4. «Лянча Тезис» – датчик угла поворота баранки мог на ходу врубить систему ESP и увести автомобиль с трассы.

5. «ФИАТ-Стило» отметился прямо на СТО, ударяя боковыми подушками техникам по ушам, когда те подключали комбинацию приборов после ремонта.

6. Минувшим летом БМВ обратилась к владельцам с просьбой не ездить до осмотра на автомобилях с моторами V8 и V12 (выпуск с 13 мая по 12 июля) из-за дефектного контроллера.

7. А вот у «Субару» нынче вдруг «заглючили» «легаси» и «импрезы» 1997–1998 гг. – резкое нажатие на кнопку звукового сигнала могло активировать пиропатрон подушки…

«Все, что может испортиться – портится».

Первый закон Чизхолма

КОШМАР НА УЛИЦЕ ДРЕЗДЕНА

Мартина Мюллер подъехала к очередному перекрестку на скорости около 40 км/ч. Зажегся красный, и… педаль тормоза внезапно провалилась под ногой почти до пола. Привычного замедления «Мерседеса-Е320» не последовало, хотя дама отчаянно давила на педаль. Мартина, опытный водитель (ежегодно наезжает 30 000 км), вовремя вспомнила о дополнительной педальке стояночного тормоза, и он сработал почти у края пересекаемой улицы. Понятное дело, контроллер управления интеллектуальной системой SBC фрау Мюллер заменили, но она теперь никогда не разгоняется выше 130 км/ч (это в Германии-то!), постоянно ожидая подвоха.

Подобные случаи, увы, не единичны. Например, датскому таксисту Дану Петерсену «посчастливилось» трижды испытать отказ SBC и в конце концов по милости электроники потерять задний бампер – сбой возник при развороте.

Так началась крупнейшая акция по отзыву «мерседесов» с передовой электронной системой тормозов – всего конвейер успели покинуть 680 000 таких автомобилей! И не было бы в этом ничего особенного – отзывы сегодня подобны рекламе (дескать, заботимся о клиенте!), если бы не последовавшее затем беспрецедентное решение – прекратить установку SBC и вернуться к традиционным тормозам.

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Напомним вкратце, что устройство Sensotronic Brake Control, работавшее в новом Е-классе, а также в «Мерседесе-SL», SLR и «Майбахе», – это не что иное, как управление тормозами «по проводам»: давление в приводе создает не нога водителя (пусть даже усиленная вакуумом), а отдельный гидронасос. Водитель лишь отдает команду компьютеру, и тот открывает-закрывает нужные клапаны, причем для каждого колеса в отдельности. При этом учитывается множество факторов и параметров движения автомобиля. В итоге, когда все работает как надо, торможение получается эффективным и безопасным.

Если же вступает в силу первый закон Чизхолма, то в комбинации приборов загорается красный знак STOP, скорость автомобиля ограничивается 90 км/ч и в тормозной системе выделяется аварийный контур для передних (только!) колес. Причем такой, как был на машинах 40-х годов: без всяких усилителей, ABS и прочих систем стабилизации. Немудрено, что путь до остановки возрастает метров на 30 (при 100 км/ч) и самое неприятное – неисправность может возникнуть не только при безобидном развороте задним ходом, как у датчанина, но и на автобане при самой высокой скорости. В этом случае вежливое предупреждение компьютера о сбое рискует несколько запоздать.

Тут мы, пожалуй, оставим в покое весьма уважаемую фирму и поговорим, о том,

НУЖНА ЛИ ВООБЩЕ ЭЛЕКТРОНИКА?

В известном анекдоте о русском и американце, хвастающихся достижениями своих автопромов, наш соотечественник поразил оппонента тем, что его автомобиль сам доедет до дома безо всяких компьютеров: «Куда ж он из колеи-то денется!». Возможно, в этой шутке есть доля истины? Ведь чем сложнее система, тем выше вероятность поломки. Взгляните на таблицу количества отказов электроники, их долю в общем числе неисправностей. Ученые продлили ее до 2010 года, и, вероятно, их прогноз не так уж далек от истины. Есть и более детальные сведения на этот счет с разбивкой по изготовителям. Не будем вываливать всю информацию на головы читателей, но отметим: если общее количество отказов соответствует рейтингу надежности марок, то доля сбоев электроники удивительным образом колеблется в районе 50% с незначительными отклонениями. Это подтверждает, что проблема системная, и случай с «Мерседесом» лишь показал ее в новом свете – безопасности автомобиля.

Вспомним теорию вероятности: при надежности каждой электронной системы на уровне 0,99 (вероятность отказа – 1%) безотказность автомобиля с шестью компьютерами составляет всего 0,996=0,941 (вероятность отказа уже 5,8%!). Кстати, в «Майбахе» около семидесяти контроллеров!

Ученые сформулировали условия, когда и при электронных устройствах автомобиль имел бы в целом уровень надежности 0,99. Оказывается, для этого нужно создать «компьютер» с надежностью 0,998 (опасность отказов не более 0,2%). Мало того, что электроника такого уровня могла бы по цене превратить «Гольф» в «Майбах» – становится очевидным, что труд электронщиков будет сизифовым. Едва вознамерятся определить под капот очередную (7-ю, 8-ю и т. д.) новинку, сразу возникнут супертребования к надежности не только ее самой, но и предыдущих шести. Иначе проблемы будут расти, как снежный ком!

Но, возможно, множить и усложнять электронную начинку автомобиля вовсе не надо? Что, кстати, думают по этому поводу автовладельцы – ведь только они, в конечном счете, вправе решать, что им нужно, а что нет. Приведенные на диаграммах ответы на три основных вопроса весьма красноречивы.

Что ж, все понятно. И почему только наши «лады» не слывут самыми надежными в мире?

ЗАПОВЕДНИК КАРБЮРАТОРОВ

Их давно уже занесли в исчезающие виды. А зря: кое-где стоило бы создать заповедники! В доказательство пара свежих историй. Представьте: скорость под 80, вы в тоннеле. И вдруг… мотор глохнет, усилители руля и тормозов отказывают, сигнальные лампочки и стрелки приборов начинают бешеный танец. Ужас! Хорошо хоть автомобиль по инерции преодолевает участок с нечистой силой и все нормализуется. Такой случай произошел с Францем Эльмигером в районе тоннеля Губрист под Цюрихом. Его «Сценику» поменяли «мозги», но все повторилось так же и там же. Тогда рядом сел техник сервис-центра с диагностическим ноутбуком. О-па – компьютер вырубился вместе с контроллером автомобиля! Аналогичные шутки в этом проклятом месте откалывали и конкуренты – «Peugeot 406». «Что-то носится в воздухе, вероятно, какая-то недопустимая для «французов» смесь радиоволн», – был вердикт специалистов.

А вот в Германии рядом с бундесверовским средневолновым передатчиком местные жители до сих пор предпочитают… карбюраторные автомобили без противоугонных систем. Во-первых, их и так не угоняют, а во-вторых, двери не блокируются сами по себе. Впрысковые машины здесь долго не живут – «сходят с ума». И это несмотря на миллиарды, которые тратят автоконцерны на исследования электромагнитной совместимости – видно, не все комбинации полей удается смоделировать в лаборатории…

Впрочем, кое-где на неосведомленности заезжих водителей можно и заработать. В одной немецкой деревушке есть, например, хитрый банкомат, который не отпускает автомобиль, припарковавшийся рядом: он его просто… глушит. Житель соседнего дома, недолго думая, купил эвакуатор и не знает простоев: в день выручает по десятку бедолаг.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Этим извечным вопросом задались ведущие мировые производители автомобилей и комплектующих. Разумеется, никто всерьез не помышляет о возврате к карбюраторному прошлому – слишком много преимуществ у моторов, управляемых электроникой. Даже военные, традиционно считавшие механические системы более надежными на случай ядерного взрыва, напрочь убивающего микросхемы электромагнитным импульсом, давно уже сдались. Но вот сделать электронику по-настоящему сильным и стойким звеном в иерархии автомобильных устройств – настоятельное веление времени.

Застрельщиком новых инициатив выступил «Даймлер-Крайслер». Здесь взялись за разработку так называемой «нуль-дефектной культуры» производства, которая опирается на ряд заповедей и будущих стандартов. Теперь изготовителей комплектующих будут аттестовывать по пятиступенчатой шкале: лишь взобравшиеся на пятый, высший уровень смогут претендовать на поставку чипов для «Мерседеса».

Спешно разрабатывают стандарты и новые правила игры для производителей микросхем автомобильного назначения, а испытывать их будут обязательно в комплексе всей электронной начинки. Ведь связи между системами нынче стали столь сложны, что дефекты могут появиться именно в ходе нештатного взаимодействия отдельных контроллеров.

И, наконец, пожалуй, самое примечательное. Все более мощные и миниатюрные процессоры позволяют реализовать все новые и новые функции, но это усложняет интеграцию устройств, превращает руководство по эксплуатации в 300-страничный том и порой… просто никому не нужно. Ну, скажем, автоматическая установка люка в «противошумное» положение на автобане или запоминание регулировок сидений чипом в ключе зажигания… Специальная группа на «Мерседесе» уже выявила 600 (!) лишних «примочек» и намерена удалить их из будущих автомобилей.

Может, скоро «догоним и перегоним»? Будь проще, и к тебе потянутся…

Подпишитесь на «За рулем» в