Восточный экспресс

ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС

ТЕХНИКА

АВТОБУС

ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС

НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Мало кто может похвастать такой широкой гаммой выпускаемых автомобилей, как «Мерседес»: легковые, грузовики и, конечно, автобусы – от миниатюрного «Ванео» до городских гармошек «Конекто» и «Цитаро». В России лидером продаж стал туристический «Интуро-О560» турецкого филиала «Мерседес-Бенц».

В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

Автобус не карьерный самосвал – кроме мощности и ресурса, от его двигателя требуют экологической чистоты, иначе не на всякий курорт пустят. На «Интуро» с 1999 года стояла рядная «шестерка» ОМ441LA Евро II объемом 11 литров и мощностью 340 л. с., а два года назад ее сменил более современный 12-литровый ОМ457 Евро III мощностью 354 л. с. Чтобы не поднимать пол в задней части автобуса, двигатель положили на бок. От вертикального исполнения он отличается подвеской, коллекторами, поддоном и некоторыми деталями системы смазки. Добавим, что мотор оборудован устройством автоматического контроля и долива масла, с резервуаром в половину объема системы – водителю в белой рубашке и при галстуке не придется, бросая тень на репутацию «Мерседеса», открывать капот даже из-за такой мелочи.

При заднемоторной компоновке радиатор размещают тоже поблизости, в заднем свесе. В угоду компактности его поставили продольно, выкроив место для огромного глушителя фирмы «Эберспехер» – тишина тоже требует жертв. Для отопления салона и предпускового разогрева двигателя в систему охлаждения включен мощный жидкостный отопитель «Вебасто-Термо 300» или, по заказу, «Термо-350». Есть электроподогрев фильтров и топливозаборников в обоих баках. Кстати, «мерседесовские» дизели с индивидуальными для каждого цилиндра мини-ТНВД славятся своей экономичностью, и запаса в 415 литров дизтоплива хватает более чем на полторы тысячи километров – в самый раз для наших просторов.

Трансмиссия – типичная для европейского автобуса. Однодисковое сцепление с диафрагменной корзиной оттяжного типа, гидропривод с пневмоусилителем, одинарная гипоидная главная передача. Хороша шестиступенчатая коробка – передаточные числа от 8,17 до 1,0, и в пробках можно ползти, и на трассе стрелку спидометра уложить на «110». Электронно-пневматическое управление коробкой передач досталось более дорогим модификациям – для России в самый раз «механика» на тросах с пневмоусилителем. И обязательный для автобуса такого класса ретардер – трансмиссионный гидравлический тормоз-замедлитель. Здесь он от фирмы «Фойт», известной у нас по автоматическим коробкам, производство которых налажено в Казани.

В мировой практике на автобусах все шире применяют переднюю независимую подвеску. «Мерседес» еще в 70-х годах одним из первых оснастил ею свою туристическую серию. У «Интуро» она электронно-управляемая, пневматическая, двухбаллонная, шкворневая, на двойных поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя попроще, конструктивно похожа на «икарусную». Две сварные продольные балки, на краях по пневмобаллону и амортизатору, реактивные штанги на сайлент-блоках.

Тормоза – дисковые, вентилируемые, электронно-управляемые, разумеется, с ABS и ASR. Напомним, им помогают ретардер и моторный тормоз.

ПОЕЗД ДО СТАМБУЛА

Каркас кузова сваривают в Германии, на стапелях завода в Ульме, там же фосфатируют и грунтуют. А дальше его везут железной дорогой по пути следования знаменитого «Восточного экспресса» в Стамбул, где окрашивают, вклеивают стекла, навешивают агрегаты и собирают окончательно.

Кузова «Интуро» делают в расчете на долгую жизнь. Все стальные панели, арки колес, ступени оцинкованы. Багажные люки, крышка моторного отсека, бамперы, передняя панель – то есть все, что ниже молдинга, – из стеклопластика, лишь некоторым сервисным люкам достался алюминий. И лакокрасочный слоеный «пирог» приготовили отменный, из самых лучших ингредиентов.

Но понятиями «экономичность», «долговечность», «ресурс» оперируют эксплуатационники, а пассажирам интереснее комфорт и безопасность. Этим требованиям отвечают и новые кресла. Они удобны, со всеми необходимыми регулировками и установлены так, что колени рослого пассажира не подпирают спинку переднего сиденья. Кроме того, снабжены столиками и ремнями безопасности. К услугам пассажиров кондиционер, холодильник, мини-кухня с кофеваркой, туалет. Электроника позволяет слушать экскурсовода, музыку или смотреть кино – два телевизора установлены впереди и в середине салона – видно всем, кроме водителя. У него другой «экран» – дорога…

Огромное ветровое стекло с электроподогревом – зимой щетки не примерзнут к стеклу. Водительское сиденье от «Рекаро» на пневмоподвеске, информативная панель приборов, удобный руль с традиционными для «мерседесов» четырьмя спицами, зеркала с электроподогревом и дистанционным управлением. Все сделано для того, чтобы пассажиры и водитель с одинаковым удовольствием садились в «Интуро» в предвкушении интересного путешествия.

Подпишитесь на «За рулем» в