Семь раз включи

СЕМЬ РАЗ ВКЛЮЧИ

ТЕХНИКА

НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, АНАТОЛИЙ ФОМИН

СЕМЬ РАЗ ВКЛЮЧИ

Спортивные автомобили становятся все мощнее и быстрее, а вот процесс переключения передач не очень поддается модернизации. С гоночными машинами проще – там давно работают коробки без синхронизаторов с ручным или автоматическим переключением. Но для дорожных машин их характеристики неприемлемы – слишком уж жестко происходит смена передач. Да и трогаться с места на них лучше с пробуксовкой – металлокерамические гоночные сцепления «нежности» не любят.

Опытный водитель на обычном автомобиле способен переключить передачу за 0,3–0,4 с, в идеальном случае (и без заботы о механизме) – за 0,15–0,2 с. Быстрее невозможно – дело даже не в способностях человека, а в физике самого процесса: синхронизаторы просто не успевают. Во времена, когда «заряженные» версии серийных машин набирают «сотню с места» за пять секунд, десятые доли становятся более чем весомыми.

Не удивительно, что для нового БМВ М5 с двигателем мощностью свыше 500 л. с. разработали специальную коробку передач. Семиступенчатый агрегат SMG Mk III Drivelogic отличает уникально малое время переключения – 0,065 с. Это втрое быстрее результата гонщика. В чем секрет такого достижения?

В конструкции, на первый взгляд, все просто. Семиступенчатая коробка традиционной двухвальной схемы с гидравлическим приводом и электронным управлением работает в паре с двухдисковым сцеплением. Два диска позволяют уменьшить инерцию и при скромном диаметре справляются с крутящим моментом до 550 Н.м. Специалисты БМВ относят коробку к третьему поколению SMG (Sequential M Getriebe). Первое дебютировало с прошлым БМВ М3 и получило противоречивые оценки у требовательных водителей – не понравилась «задумчивость», хотя переключало передачи не хуже тренированного спортсмена. Второе поколение зарекомендовало себя гораздо лучше, но все равно было далеко от идеала. В отличие от предшественников, новый агрегат изначально проектировали исключительно под «автомат».

В системе нет механической связи между органами управления и исполнительными механизмами, это позволяет уменьшить время срабатывания. Нажатие рычага на руле или движение селектора на трансмиссионном тоннеле – и процесс переключения запущен. Блок управления посылает сигнал электромагнитным клапанам, и гидропривод с давлением 9 МПа делает свое дело: выжимает сцепление, выбирает передачу, перемещает синхронизаторы, отпускает сцепление. Двигатель подстраивается под этот процесс автоматически, хотя водитель не отпускает педали газа – система управления им связана с контроллером коробки передач высокоскоростной шиной данных. Переключение «вниз» сложнее: автоматика не забывает про «двойной выжим» и «перегазовку». То, о чем современные водители давно не вспоминают.

Коробка БМВ М5 насчитывает 11 базовых программ: шесть ручных и пять автоматических. В ручных варьируются время и «агрессивность» переключений, в автоматических также алгоритм и чувствительность к стилю вождения. Семь ступеней – не прихоть, а вынужденная мера, чтобы выжать из мотора все возможности. Ограниченной электроникой «максималки» – 250 км/ч БМВ М5 достигает на пятой передаче, две высшие – повышающие. Впрочем, с отключенным электронным «поводком» автомобиль способен развить скорость более 320 км/ч, так что «отвязанному» БМВ шестая и седьмая передачи как раз впору. А в реальных условиях они могут экономить топливо.

Почему конструкторы БМВ не пошли по пути «Ауди», предложившей год назад «механику» DSG с двумя сцеплениями, что позволяет переключаться совсем без разрыва потока мощности? У них на это свой ответ: переключения должны быть заметными, иначе пропадет «чувство» спортивного автомобиля, за которое и покупают мощные и дорогие машины. А секрет комфорта, по их мнению, прост: все дело во времени переключения. Если пауза в ускорении меньше 0,1 с или больше 0,25 с, то рывок практически неощутим – это связано с инерцией верхней части тела и головы. Значит, переключаться надо либо еще быстрее, либо медленнее. Честно говоря, верится с трудом. Может, вскоре удастся попробовать?

Подпишитесь на «За рулем» в