Сумма технологий
ТЕХНИКА
ТЕСТ: VAZ 21103 И Daewoo Nexia
СУММА ТЕХНОЛОГИЙ
МАКСИМ САЧКОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
Идею этого теста подсказала реальная покупка. Многие автосалоны сейчас стали мультибрэндовыми, то бишь торгуют машинами разных марок. Не раз приходилось наблюдать, как человек приходит за одной машиной, а приобретает другую. Вот и мой знакомый шел покупать VAZ 21103, в результате уехал… на «Дэу Нексия». Разница в цене между узбекской иномаркой и отечественной «сто третьей» в простой комплектации уже меньше тысячи долларов. Покупателю, который накопил $7800 на одну из самых дорогих российских моделей, доплатить такую сумму вполне по плечу. Тем более, что многие сразу отдают не меньшие деньги за легкосплавные диски, пластиковый обвес, дорогую аудиоаппаратуру.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
VAZ 21103, попавший нам в руки, стоил 225 тыс. рублей ($7800). Цвет серебристый металлик, шестнадцатиклапанный двигатель, стекла с заводской тонировкой, электростеклоподъемники в передних дверях, центральный замок, иммобилайзер, электропривод замка багажника. За «Нексию» в самой простой комплектации просили 252 тыс. рублей ($8700). В арсенале узбекской машины – двигатель с двумя клапанами на цилиндр, более скромными характеристиками и без нейтрализатора, электроприводы багажника и лючка бензобака, штатная магнитола с четырьмя колонками.
Пристрастный осмотр сразу дискредитировал продукцию родного автопрома. Вспомнилась первая редакционная «десятка», продукт опытно-промышленного производства. Неравномерные зазоры – в некоторые даже пролезает мизинец, большинство кузовных деталей не совпадают друг с другом. Не исключено, что эти-то огрехи сборки и смутили колеблющегося покупателя. Внутри ничуть не лучше. Стоило ли проектировать массивную приборную панель, состоящую из множества элементов, чтобы потом так ее собрать! Выглядит, конечно, современнее и благородней узбекской, но только издали. Детали подогнаны плохо, зазоры почти как на кузове, на козырьке приборного щитка скол.
Насколько удобно открывать задние окна, оценил наш фотограф, решивший поснимать на ходу. Стекло опустилось лишь на две трети, причем к ручке пришлось приложить усилие. Больше стеклоподъемник не трогали, чтобы не сломать, а расстроенный оператор перебрался на переднее сиденье. Правда, в бочке дегтя есть и ложка меда – все двери закрываются как в иномарках, без усилий и металлического звука.
На фоне VAZ 21103 «Нексия» действительно выглядит зарубежной гостьей. Кузовные зазоры, пусть и не слишком узкие, зато равномерные, нет явных, бросающихся в глаза перекосов панелей. В отделке салона недорогие материалы, однако все детали точно подогнаны. Ручки и кнопки не заедают, вставные элементы не болтаются. Кроме того, подрулевые переключатели, щиток приборов и дисплей магнитолы заботливо закрыты транспортировочными пленками.
Не подумайте, что «Нексия» лишена недостатков и огрехов сборки – просто их заметно меньше, чем у «десятки». Например, небрежно проложенные к задним колонкам провода – крупногабаритный багаж может оборвать песню. Безусловно, исправить эту оплошность проще, чем подогнать кузовные детали. Но хочется, чтобы доделками занимались специалисты на заводах, а не владельцы в гаражах.
Конечно, по сравнению с «десяткой» интерьер (как и экстерьер) «Нексии» выглядит простовато, но благодаря добротной сборке – гостеприимно и дружелюбно. Не лучше ли отдать деньги за простенькую, зато нормально собранную панель приборов, чем за современную, но при этом перекошенную и скрипящую!
ЗАМЕТКИ С КОЛЕС
Ходовые испытания отчасти реабилитировали «десятку». У сидений плавная регулировка спинки, подвижная рулевая колонка, ремни с настройкой по высоте – этими отнюдь не бесполезными мелочами «Нексия» похвастать не может. И в целом эргономика у VAZ 21103 лучше. Это вполне закономерно, ведь узбекский автомобиль по сути своей – «Опель Кадет», в сравнении с которым «десятка» – юная особа.
Под стать модельному возрасту и едет «Лада» веселее узбекского одноклассника. По данным наших замеров (ЗР, 2001, № 6; 2000, № 3), VAZ 21103 разменивает сотню на две с лишним секунды быстрее, да и при разгоне на пятой передаче с 80 до 120 км/ч выигрывает 3,5 с. Чудес не бывает – дополнительные «лошадки» и ньютон-метры делают свое дело. Там, где «Нексия» просит четвертую, «сто третья» без напряжения вытягивает на пятой передаче. «Лада» увереннее держит дорогу, спокойнее реагирует на движения рулем, меньше кренится в поворотах.
Все конструктивные достоинства VAZ 21103 безжалостно перечеркивает качество сборки и комплектующих. Лучше пять раз переключить передачу на «Нексии», чем один раз подвинуть рычаг «сто третьей» – включения нечеткие, ходы большие. Кроме того, в машине, которая попала на наш тест, «вживлять» первую, потолкавшись в пробке, удавалось с трудом. Но с этим можно мириться – глядишь, разработается. А как быть с неисправностью в системе управления мотора? Через 150 км предательски загорелась лампочка «Check engine», минимальные обороты скакнули на две тысячи, а при разгоне послышались детонационные стуки. За компанию отказал правый указатель поворота.
О качестве дисков и резины красноречиво говорят увесистые 60-граммовые грузики. Однако и они не спасают от вибраций, которые на скорости выше 80 км/ч передаются на руль.
ВМЕСТЕ ПО ЖИЗНИ
Принято считать, что обслуживать иномарку дороже, чем отечественный автомобиль. У нашей парочки цены на большинство оригинальных запчастей почти не отличаются, а по некоторым позициям корейско-узбекские детали даже дешевле российских – капот или водительская дверь на родную модель в полтора раза дороже! Выходит, слухи о том, что дешевая иномарка оставит без штанов, явно преувеличены.
Также и дилерские расценки на ТО у «Нексии» лишь на 5–10% выше. Правда, по заводским нормативам «Дэу» приходится обслуживать каждые 10 тыс. км, а «Ладу» – в полтора раза реже. Однако многолетний опыт общения с этими автомобилями показывает: реже встречаться с ремонтниками будет как раз владелец узбекской марки. Две неисправности VAZ 21103, появившиеся на первых трехстах километрах, – тому подтверждение. И даже если их устранят по гарантии, потерянное время вам никто не оплатит.
Нельзя сказать, что «Нексия» не ломается вовсе. В ней до сих пор живы детские болезни – например, по вине конструкторов в задние тормозные механизмы попадает грязь, так что из-за быстрого износа менять барабаны и колодки приходится в два-три раза чаще, чем на VAZ 21103. Не терпит «узбечка» и тяжелых работ – при перегрузке лопаются задние пружины. Если все-таки собираетесь испытывать грузовые качества этого автомобиля, лучше установить более жесткие пружины, например, от «Дэу Эсперо» (подробнее см. ЗР, 2004, № 1). Однако «Нексия», в отличие от «десятки», не будет докучать по мелочам: текущие сальники, перегоревшие реле, вышедшие из строя датчики встречаются обычно на великовозрастных машинах.
«Нексия» так долго держится на рынке, что многие уже не считают ее иномаркой. Например, за мойку той и другой машины взяли одинаковые суммы. Да и угонщики этот автомобиль не жалуют – «Лада» им больше по душе.
Подведем итоги теста. Оба автомобиля не лишены достоинств, как, впрочем, и недостатков. VAZ 21103 внешностью и интерьером претендует на звание современной машины. Быть таковой «Ладе» не позволяет качество. «Нексия», наоборот, не скрывает возраста, выглядит простовато, зато собрана на совесть. Увы, в данной ценовой нише совместить преимущества российской и узбекской машины не получается, поэтому решайте, за что отдавать свои кровные. Лично для меня выбор очевиден: автомобиль, даже недорогой, должен ездить, а не висеть на подъемнике.
РЕЗЮМЕ
VAZ 21103 – самая дорогая серийная отечественная модель с претензией на современность. Удобна для дальних поездок, но проигрывает зарубежным одноклассникам в надежности.
+ Неплохие динамические показатели, хорошие устойчивость и управляемость.
- Низкое качество комплектующих и сборки, высокие цены на кузовные детали.
РЕЗЮМЕ
«Дэу Нексия» – самый дешевый автомобиль среди иномарок-одноклассников. Оптимальный вариант для тех, кому нужна простая машина – недорогая, безотказная, вместительная.
+ Один из лучших показателей по соотношению цена/качество, недорогие среди иномарок запчасти и обслуживание.
- Морально устаревшие интерьер и экстерьер, нескладывающаяся спинка заднего сиденья.
СРЕДНИЕ ЦЕНЫ В МОСКВЕ
НА ОРИГИНАЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ (руб).
ВАЗ- DAEWOO
21103 NEXIA
Фильтр воздушный 120 150
Передние тормозн. колодки 150 500
Тормозные диски 700 750
Амортизатор задний 550 750
Диск сцепления
(ведущий/ведомый) 700/400 850/1000
Бампер передний в сборе 4000 5000
Фара 1300 1500
(2900*)
Капот 5500 3500
Передняя дверь
(левая/правая) 7200/4000 4000/4000
Стекло ветровое 1600 2700
*С корректором.