Эконом: Жертвенная газель
Злые языки язвят: поскольку дела у «Группы ГАЗ» совсем плохи, эта модификация будет сродни полуторке военных времен – с деревянными дверями, одной фарой и заводной рукояткой вместо электростартера. Однако, хотя на заводе и старались экономить на чем только можно, «черт» оказался не настолько страшным.
Резко сократили закупки комплектующих со стороны, вместо моторов ЗМЗ устанавливают двигатели Ульяновского автозавода, а они на треть дешевле. Пусть УМЗ-4216 не столь современный, как семейство ЗМЗ-406/405/409, однако для грузовичка вполне приемлем. Ульяновский мотор прост по конструкции, с большим крутящим моментом и с самого начала заявлен изготовителем как битопливный – работает на бензине и газе. Расходы на последний при эксплуатации «Газели» оказываются даже несколько ниже, чем если бы на ней стоял дизель, – на этом и выгадывают перевозчики. И еще выигрыш от мотора большого объема – не так заметна потеря мощности при работе на газе.
Электронно-управляемая топливная аппаратура позволила «придушить» двигатель до 99 л.с. Фактически это подстройка под существующую налоговую сетку, но именно так давно поступают на Западе.
Хотя и прежде машина не блистала широким набором опций, все же нашлись «предметы роскоши», от которых решили избавиться. «Газель-Эконом» пойдет только бортовой, без тента и надставного переднего борта. То, что автомобиль не комплектуют запаской, тоже не напугает потенциальных покупателей. Главное – грузовики эконом-класса собирают не по обходным технологиям, а на потоке. Значит, кабины проходят надежное катофорезное грунтование, что уменьшит вероятность появления коррозии. Единственная особенность окраски – для кабины только песочный цвет, без вариантов. Еще одно изменение во внешности – отказ от дорогих блок-фар. Вместо них фары от ВАЗ-2106 и подфарники, как на КамАЗе, а сверху все закрыто черной пластиковой накладкой.
Вспомнили о конструкторских и технологических решениях середины 1990-х: вернули простенькие зеркала заднего вида, плоские панели обивки дверей и задней стенки – формованные по нынешним временам слишком дороги. В жертву экономии принесен и комфорт: если обычные кресла формой были схожи с «волговскими», то на «Эконом» пристроили унифицированные с ГАЗ-3307. Баранка – от среднетоннажника (когда-то она была единственно возможной). Разумеется, машина лишилась ГУРа – роскошь по кризисным временам, видимо, вопиющая! И, наконец, на автомобиль ценой в 264 тыс. рублей вдвое уменьшили гарантию: до года или 30 тыс. км.
Бюджетная «Газель» должна помочь выжить всем предприятиям «Группы ГАЗ», но не только им. Одна из задач – поддержка малого бизнеса, агропромышленного комплекса и частных предпринимателей. В рамках программы «Начинающий предприниматель» такие машины пойдут частным предпринимателям, зарегистрированным в 2009 году. По программе «Развитие агропромышленного комплекса» владелец личного подсобного хозяйства может приобрести этот автомобиль в кредит. Есть еще программа «Замена подержанного коммерческого автомобиля на новый». По ней «Газель-Эконом» можно приобрести по схеме «трейд-ин», сдав поддержанный грузовик ГАЗ, выпущенный до 2004 года, или любой подержанный коммерческий автомобиль. Выпуск будет ограничен – «Газель-Эконом» продают в Нижнем Новгороде, в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, Астраханской, Брянской, Воронежской, Ростовской, Саратовской областях и в Республике Башкортостан.