Каков он, лизинг?

КАКОВ ОН, ЛИЗИНГ?

РЫНОК И СЕРВИС

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

КАКОВ ОН, ЛИЗИНГ?

МАКСИМ ПРИХОДЬКО ФОТО «АВТОМИР»

Недавно позвонил приятель, несколько лет назад ушедший в коммерсанты. Вопрос стоял безотлагательно – брать автомобиль в лизинг или, как обычно, приобрести в кредит? Товарищ подвизался на ниве развозки товаров народного потребления от баз до магазинов. Раньше с этим справлялась его чахоточная «Газель» 1997 года выпуска, но железный конь пал от непосильных трудов на пути к светлому капиталистическому завтра своего хозяина. Свободных денег на новую машину не оказалось, тогда-то он и подумал о лизинге. Искать приемлемые варианты стали вместе.

ТЛЕТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ ЗАПАДА

Покопавшись в различной справочной литературе, пришли к выводу, что весь «мир чистогана и капитала» давным-давно приобретает новые автомобили исключительно в лизинг, причем этот способ заметно преобладает над кредитными схемами. Для тех, кто плохо себе представляет, что это такое, поясню: лизинг – это финансовая аренда. В отличие от кредита, когда вы берете в долг деньги, здесь вы как бы одалживаете непосредственно технику.

Предприимчивые американцы, которые с наличными дела почти не имеют, ныне вообще любую покупку автомобиля обозначают своим жаргонным словом «лиз». В этой связи можно вспомнить термин, которым во время Великой Отечественной войны называли помощь, поступавшую к нам от союзников, – ленд-лиз. Вообще-то вся техника, поставленная нам и уцелевшая после боев, должна была вернуться в Англию и США, но то дела давно минувших дней. Сама же финансовая схема продолжает исправно работать.

Предположим, вы хотите приобрести автомобиль, а денег в обрез. К услугам обычных граждан – кредит. Для тех же, кто занимается предпринимательской деятельностью, существует еще и лизинг. Зачем брать деньги, чтобы потом на них купить автомобиль, если можно сразу получить новую машину? По оценкам западных экспертов, в Европе половина всех лизинговых сделок приходится на финансовую аренду именно автомобилей; что уж тут говорить об Америке!

Для кредита вам надо представить определенные справки, пройти собеседование с представителями банка и т. д. Сегодня это не отнимает много времени. Кредит вам дали, вы стали собственником транспортного средства, но вот транспортный налог заплатить придется – вы же собственник! В случае, если автомобиль взят в лизинг, вы пользуетесь им, извлекая максимальную выгоду для себя, а налог остается «висеть» на лизинговой компании. Особенно это предложение интересно юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица – они экономят на налоге на прибыль и имущество. По истечении срока договора между вами и лизинговой компанией автомобиль можно выкупить по остаточной стоимости. Теперь вы понимаете американцев?

ПРАКТИКА И ТАКТИКА

Поскольку машина будет работать каждый день, она должна быть выносливой, надежной и относительно недорогой. Из этого исходит любой предприниматель. Мы с приятелем-коммерсантом остановились на цельнометаллическом фургоне «Газель» с дизельным двигателем. Конечно, «Фольксваген Транспортер» или «Форд-Транзит» получше будут, но цена на них кусается – от 27 700 евро (!). Поневоле становишься патриотом. Нужный объект быстро нашелся в одном из автосалонов Москвы (лизингом сегодня занимаются практически все крупные дилеры), стоил он 224 тысячи рублей.

Захватив с собой все необходимые документы (свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя, ИНН, налоговую декларацию за прошлый год и справку из банка о положительном балансе фирмы), мы выдвинулись на позиции. На рассмотрение заявки ушло три дня, после чего «добро» на «Газель» в лизинг было получено. Кстати, нас предупредили, что по общим правилам в лизинг можно приобрести машину, если «трудовой стаж» фирмы не менее одного года.

Первоначальный взнос за автомобиль составил 25% от всей суммы, то есть 56 тысяч рублей (как мы выяснили, эта сумма у разных компаний варьируется на уровне 25–30%). Договор был оформлен на три года с условием последующего выкупа «Газели» (таковы типовые условия). Каждый месяц мой приятель будет выплачивать за нее 4600 рублей арендной платы плюс 1820 руб. по процентам, итого 6420 рублей. В эту сумму уже включена стоимость страховки как по ОСАГО, так и по КАСКО (от угона и ущерба).

Да, на первый взгляд, такой автомобиль будет более дорогим, чем если его купить сразу и за «нал» (на целых 63 тыс. руб.!), но ведь примерно такую же сумму съест и страховка за 3 года. Можно, конечно, на этом сэкономить, однако подобных советов мы не даем.

Пока мой друг внимательно вчитывался во все документы, я поинтересовался у менеджера, сколько же составит остаточная стоимость фургона через три года, по которой его нужно будет выкупать. Ответ меня потряс – 3000 руб. Как выяснилось, предложено это специально для российского рынка. По нашему законодательству при лизинге коэффициент амортизации равен трем, соответственно остаточная стоимость авто близка к нулевой. «Чужую» машину можно за три года «ушатать» до такого состояния, что ее даже на металлолом не возьмут, а тут впереди светит перспектива забрать ее в полную и окончательную собственность за условные деньги. Значит, и относиться к ней надо бережно…

СЛАДКО И СТРАШНО

Медленно, но верно авто в лизинг завоевывает популярность в России. Сегодня многие серьезные компании таким образом приобретают весь свой корпоративный автопарк. Это выгодно, особенно если брать престижные и дорогие модели с большим объемом двигателя. Ведь только экономия на обязательных страховках выливается в круглую сумму! И уплата транспортных налогов – тоже не ваша забота. Особо отмечу, что налоговые и судебные органы не могут наложить арест на лизинговый автомобиль до его полного выкупа, поскольку это не ваша собственность.

Другое дело, что пока на рынке отсутствуют компании, готовые обслуживать арендованные машины. Где их обслуживать, хранить покрышки, подменные автомобили в случае поломки и так далее? Лизинг наверняка потянет за собой и другие формы финансовой аренды; такие давно работают на Западе.

Нашего человека, конечно, пугает, что в случае прекращения арендных платежей (в жизни всякое бывает) в течение трех месяцев (так в среднем по договору) после нескольких предупреждений компания забирает свой автомобиль, и таким образом арендатор теряет все выплаченные раньше суммы. Что поделать – бесплатного сыра не бывает в принципе и любая предпринимательская деятельность связана с риском. Не нравится? Отправляйтесь в ближайшее подсобное хозяйство. Там есть должность «опиливатель деревьев»: задача – обрезать торчащие в стороны и больные ветки. Ответственности ровно никакой! Но тогда не жалуйтесь на то, что зарплата – от 800 рублей…

Подпишитесь на «За рулем» в