Меняем место дислокации

МЕНЯЕМ МЕСТО ДИСЛОКАЦИИ

РЫНОК И СЕРВИС

ДЛЯ ВАШЕЙ МАШИНЫ

МЕНЯЕМ МЕСТО ДИСЛОКАЦИИ

АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ

– Это обычная магнитола так играет?

– Ты чего – там три усилителя!

– Три? Где же они? Багажник же пуст!

– Один под «торпедо», второй под «бардачком», третий под магнитолой…

(Подслушано на выставке по автозвуку)

Действительно, сейчас все большее число автовладельцев выражает пожелание менеджеру установочного центра инсталлировать все компоненты «серьезной музыки» скрыто. Иными словами – оставить в покое багажник и распихать все по ближайшим внутрисалонным «сусекам». А зачем? Дизайн интерьера современного автомобиля, как правило, законченное произведение: понятно, что владелец автомобиля редко желает его перекраивать. В то же время установка высококачественной аудиосистемы зачастую требует нескольких усилителей – разместить их не так просто. Все, кто видел автомобильный «усилок», знают: этот агрегат обычно не из маленьких, а потому прятать его под обшивки или в пол – занятие бесперспективное. Казалось бы, можно не выпендриваться и установить усилитель туда, где он размещается свободно, но существует и другая проблема, гораздо более важная, чем «жилплощадь». При прохождении слабого линейного сигнала по кабелю в пять-шесть метров от головного устройства к усилителю резко ухудшается качество звука. А если музыкальный сигнал снимается с CD-чейнджера, то это расстояние увеличивается как минимум вдвое! Конечно, современные головные устройства раскачивают выходной сигнал до уровня 2–5 вольт, но и это не спасает от применения длинного кабеля, ухудшающего качество звука. Как мириться с этим?

Выход, убивающий сразу двух зайцев, есть: усилитель нужно разместить в передней части салона автомобиля, как можно ближе к головному устройству. К сожалению, производители автомобильной электроники не балуют многообразием качественных усилителей компактных размеров. Сегодня подобные модели пересчитаешь по пальцам одной руки – это Power Amper Q250, HiFonics Warrior, PPI 2120, Genesis STEREO 60 и Audio System Twister 120 F2. Практически для каждого из них можно найти место или под приборной панелью, или в центральной консоли, или, на худой конец, под передним сиденьем.

Если речь о «продвинутой» в техническом отношении аудиосистеме, то проектировать и строить ее следует по принципу «Каждой паре динамиков – свой усилитель». В этом случае в штатное оснащение усилителей должен входить развитый встроенный кроссовер (говоря проще, фильтр), позволяющий выделять каждой звучащей «парочке» определенную полосу частот, будь акустика двух- или трехкомпонентная. Внешние активные кроссоверы для этой задачи малопригодны – и места мало, и лишние кабели для их подключения нам ни к чему… При таких условиях список моделей сужается всего до двух (!) – PPI 2120 и HiFonics Hawk. Только эти два аппарата самодостаточны – не требуют дополнительных устройств для реализации активного поканального или раздельного усиления. При этом они обладают высокими техническими характеристиками, доступной стоимостью и более чем компактными размерами. Бывало, HiFonics Hawk удавалось расположить прямо под магнитолой!

Понятно, что, применяя несколько усилителей, весьма непросто уложиться в выделенный бюджет: занятие это не из дешевых. Поэтому можно пойти несколько иным путем: например, для питания двухкомпонентной акустической системы использовать не два двухканальных усилителя, а один – четырехканальный. Такое подключение имеет ряд преимуществ: один усилитель заведомо проще расположить и легче коммутировать, так как не требуется силовой и акустической проводки к его «коллегам» – второму, третьему и т. д. Кроме того, один четырехканальный усилитель всегда дешевле двух меньших братьев «о двух каналах» каждый. Первый и второй каналы подключают напрямую к высокочастотнику, третий и четвертый – к мидбасовым головкам.

Компактных четырехканальников, пригодных для активного разделения частот, тоже немного – упомянутый выше HiFonics Eagle, а также PPI 4240. Последний больше размером, слабее по мощностным показателям, однако при всем при том удобнее и точнее в настройке. Для подобных целей также сгодится Genesis Profile FOUR – усилитель сверхтонкой конструкции, со встроенным вентилятором охлаждения. Однако при этом потребуется привлечь в систему дополнительный фильтр нижних частот (ФНЧ).

Если прикинуть, насколько можно снизить длину межблочной и акустической проводки при установке усилителя в передней части салона по сравнению с привычными вариантами, то получится, что длина самых ответственных за звук межблочных кабелей может отличаться в десять раз, а акустических – не менее чем в пять раз. Учитывая, что эти кабели сами по себе – удовольствие недешевое, можно к тому же и сэкономить.

Размещая усилители во фронтальной части салона автомобиля, следует помнить об особенностях этого вида установки. Во-первых, усилитель при работе сильно греется – извольте позаботиться об отводе тепла. Во-вторых, вся проводка, идущая под «торпедо», должна быть прочно закреплена, подвязана к штатным магистралям и жгутам, не мешая работе движущихся механизмов, как то привод отопителя, воздушной заслонки и т. д. В-третьих… а вот

в-третьих надо помнить, что любые работы по установке любого дополнительного оборудования в сложный живой механизм под названием автомобиль должны производиться аккуратно, дотошно, в соответствии с инженерным проектом или хотя бы представлением о конечном замысле. Но это вы наверняка знаете…

HiFonics Eagle (номинальная мощность 4х50 Вт) – самый маленький из четырехканальных усилителей, применяется специально для раздельного питания фронтальной акустики. Иными словами, первые два канала питают высокочастотники, а вторые два – мидбасы, и никакие пассивные фильтры не нужны! Примерная цена – 190 долларов.

HiFonics Merlin – специализированный сабвуферный аппарат. Имеются ФНЧ четвертого порядка, плавный ФВЧ (от 10 Гц – можно использовать как фильтр инфранизких частот), номинальная мощность 450 Вт на один (!!) ом… Еще предусмотрены эффективный басовый эквалайзер, регулируемая добротность фильтров и, конечно, ДУ для оперативной регулировки. И все это – за 235 долларов.

HiFonics Falcon – (номинальная мощность 2х90 Вт) – самый сильный среди самых малых. Пригоден для раздельного питания мощного мидбаса в составе двух- или трехкомпонентного «фронта». Еще лучше подходит для сдвоенных мидбасов – нынче это модно... Ну а кому попроще, пожалуйста – отличный выбор для сабвуферной головки номиналом ватт эдак под триста... И всего за 160 долларов.

HiFonics Hawk – безусловный шедевр (без пафоса)! Размером меньше половины странички, которую вы сейчас просматриваете, широкополосный класс АВ, встроенный активный кроссовер (в обе стороны!) от 10 до 5300 Гц, линейный выход, организация полосового фильтра и, напоследок, номинальная мощность 2х50 Вт на нагрузке четыре ома.. Стоимость – 130 долларов.

Подпишитесь на «За рулем» в