Обувная мастерская

ОБУВНАЯ МАСТЕРСКАЯ

РЫНОК И СЕРВИС

ШИНОМОНТАЖ

ОБУВНАЯ МАСТЕРСКАЯ

ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ

У ПРОХОЖИХ

НА ВИДУ

Перечень услуг шиномонтажной мастерской, как правило, невелик: снять-поставить покрышку на колесо, ликвидировать прокол и отбалансировать конечный продукт. Дело нехитрое, но лишь на первый взгляд.

Голыми руками колеса нынче никто не бортирует – очень уж неблагодарное это занятие. Да и результат, как правило, плачевный – гнутый обод, поврежденный борт или дырка в камере. На станке все выходит быстро и аккуратно. Правда, тоже не у всех. Главная беда – грязь. В процессе работы она непременно поцарапает диск и попадет внутрь покрышки. В движении этот абразив быстро прожует камеру или протрет защитный герметизирующий слой шины. Борется со злом всяк по-своему. Большинство норовит содрать коросту металлической щеткой. Предприятие сомнительное. Если не стараться – грязь останется, а переусердствовать – отойдет вместе с краской. По-хорошему без специальной душевой тут не обойтись. Рядом должен стоять рабочий стол. На нем достают камни из протектора и зачищают торец ступицы. Мусорить на станке – дурной тон.

Верный знак бережного отношения к клиенту (и его имуществу) – пластиковая вставка на монтажной лапке станка (фото 1). Мелкая деталюшка защищает краску на закраине обода. Служит она относительно недолго – изнашивается. Сэкономив на замене, мастер не рискует почти ничем, ведь ржавые потеки и коррозионные раковины появляются не вдруг. А к посмертной славе стремятся немногие.

Собранное колесо нужно отбалансировать, иначе тряски автомобиля потом не избежать. Главное здесь – правильно установить объект на станок. Для этого надо подобрать подходящий конус (фото 2), насадить на него диск и запереть снаружи планшайбой. Для штампованного колеса большего не требуется. А вот литое, с глубиной центрального отверстия куда большей, может встать наперекосяк. Чтобы этого избежать, «с лица» его дополнительно подпирают адаптером (фото 3) – нехитрым приспособлением, имитирующим ступицу подвески. Впрочем, вместо него с тем же успехом можно использовать второй, «обратный» конус. А вот пренебрегать и тем, и другим сразу негоже – ничего путного не получится.

Грузики лучше всего крепить на скобках. Пусть это и не очень нарядно, но прочно. Кроме того, так проще достичь классического результата – по одному грузу на каждую сторону. А чтобы поверхность под скобкой не «зацвела», места крепления стоит покрыть прозрачным антикором. С клеящимися грузиками работать сложнее. Дабы не портить архитектуру литых колес, ставят их в местах потаенных – к примеру, за спицами. И хотя на балансировочных станках предусмотрены специальные программы, убрать дисбаланс здесь намного сложнее. Но это не означает, что грузики можно вешать гроздьями. В случае ошибки профессионал обязательно оторвет «излишки» и повторит операцию снова. Убыток убытком, но ведь репутация дороже.

Кое-где предлагают «финишную» балансировку прямо на машине. Так, дескать, можно скорректировать неуравновешенность всех неподрессоренных масс. Сомневаемся: если в нормальных условиях сделать это не смогли, то чего ждать от «полевых», где работаешь согнувшись в три погибели?

Впрочем, часто квалификация мастера ни при чем. Всему виной гнутый диск. Они попадаются чуть не на каждой десятой машине. Так что истинный профи, экономя свой труд и деньги клиента, перед сборкой обязательно проверит биение колеса. Небольшие вмятины и «восьмерки» можно исправить, не сходя с места. В уважающей себя мастерской есть станки для восстановления геометрии (фото 4).

Завершающий этап – установка колеса на автомобиль. Многие справедливо считают, что это лучше доверить специалистам. В примитивной вроде бы операции есть свои подводные камни. Чаще всего на них натыкаются владельцы «неродного литья». Эти произведения искусства нередко грешат неточностью изготовления. При установке на ступицу свой конус ловит лишь первый затянутый болт, а противолежащий в него немного не попадает. Его, конечно, тоже закручивают до упора. Если надо, то и с помощью лома. Но при этом что-то обязательно деформируется – диск, ступица или болт. Если все начать с другого конца, «главным» будет иной болт, а колесо чуть сместится в противоположную сторону. Но в обоих случаях радиальное биение гарантировано, причем величина порой достигает 1 мм!

Но не спешите оплакивать опрометчивую покупку – выход есть. В центральное отверстие надо вставить кольцо, которое позволяет посадить колесо на ступицу с небольшим натягом. Так как буртик, ступица и центральное отверстие – поверхности базовые, проблема снимается. Останется лишь равномерно затянуть крепеж.

МИМО КАССЫ

Чтобы проверить, как в шиномонтаже блюдут интересы заказчика, решили посетить несколько его объектов. И не с пустыми руками. Мастерам мы предлагали собрать и отбалансировать якобы купленные на «разборке» заведомо кривое колесо и кое-как залатанную покрышку. Сверх того, пытались отдать в ремонт шину, по всем нормам восстановлению не подлежащую. Боковой порез находился слишком близко к плечевой зоне. Заделать пробоину в этом случае – не проблема, но за безопасность езды никто не поручится. Таков был сценарий.

Первой под руку подвернулась безымянная мастерская на внутренней стороне МКАД. Дела у хозяина, видно, шли ни шатко ни валко – неплохое импортное оборудование было покрыто толстым слоем то ли пыли, то ли грязи. Наверно, он истосковался по работе: мгновенно собрал колесо и, не обращая внимания на то, что куски глины остались на внутренней полке обода, водрузил его на балансировочный станок. Как и ожидалось, по причине сильного биения вешать грузы было бессмысленно, как, впрочем, и ставить колесо на автомобиль. С нас – 60 (а если без сдачи, то 50) рублей за услугу. Пробитую покрышку спец брался сделать новой еще за 600. Мы, сославшись на неплатежеспособность, отказались созерцать превращение сказки в быль. После этого мастер, повернувшись спиной, потерял к нам всякий интерес. Говорить о товарном, а тем более кассовом чеке здесь, судя по всему, было не принято.

Следующая точка – возле магазина запчастей на Осташковском шоссе. Уровень заметно выше. Тут случилось почти несбыточное – перед сборкой мастер по отдельности проверил колесо и покрышку. После чего предложил отправить то и другое в утиль. Оценив столь бескорыстный порыв, мы (по условиям эксперимента) настояли на продолжении. Кто платит, тот и заказывает! Пожав плечами, специалист взялся за дело и, тщательно очистив металлической щеткой диск, боковины и даже протектор, умудрился отбалансировать убогое колесо. Категорически отказавшись заделать порез и взяв с нас 80 рублей (без чека), он пожелал счастливого пути. От души или с издевкой?

Дальше, в других мастерских, все пошло по тому же сценарию. Сборка (без проверки и мойки), установка на балансировочный стенд, миг раздумий (разводить «чайника» или нет?) и отказ от дальнейшей работы. Цена – сопоставимая (около 80 рублей). Везде – без кассовых документов. Лишь однажды, устав потакать неплательщикам налогов, мы решительно потребовали чек. Дали сразу и без разговоров. За ремонт порезанной боковины из опрошенных не взялся никто.

Отдав дань мелкому бизнесу, решили проверить крупный. Выбор пал на салон МВО на проспекте Мира (фото 5). Правда, с ходу взять его не удалось – путь к воротам преграждала огромная лужа-озеро. Сунувшийся было вперед «Рено Символ» тут же заглох и окутался паром. К счастью, мы были на «Ниве» – пронесло. Одолев преграду, попали в храм технической культуры. Все, что необходимо, налицо: и подъемник для снятия-установки колес, и мини-мойка (фото 6), и всевозможные шиномонтажные станки. Кругом – идеальная чистота и порядок. Мы даже решили, что по случаю потопа здесь выходной. Но нет, подоспевший мастер предложил оформить заявку. Услуги в ней оформлены в жесткий график: мойка, замена вентиля, сборка. Едва водрузив колесо на балансировочный станок, нам предложили оплатить работу. Взамен выдали чек и копию заказа с гарантией – как положено! Вот только пару оплаченных грузиков (2х10 руб.) на колесе мы не нашли. Мастера объяснили казус без тени смущения: балансировать нашу собственность нет нужды – ей место на свалке. Эта истина (вкупе с вежливым обхождением) обошлась в 205 рублей! Хоть без скидок, но с трехдневной гарантией. Поразмыслив, 100 рублей за невыполненную работу нам все же вернули. Остальное – плата за науку. А она гласит: ищи не красивую вывеску, а добросовестного мастера. Мы своего в конце концов отыскали.

В заключение – наши нехитрые рекомендации.

Предпочтение лучше отдать многопрофильной мастерской – там колеса не только соберут и отбалансируют, но и сделают необходимый ремонт.

У хорошего хозяина станочный парк содержится в чистоте и порядке. Мойка колес – признак цивилизации.

Специалист должен располагать хорошим инструментарием, в том числе адаптерами и большим набором конусов.

Перед сборкой мастер обязан проверить состояние камеры, покрышки и колеса. Тогда вам не придется платить за пустые хлопоты.

Балансировочные грузики не должны «расползаться» по ободу. Норма – один грузик на сторону. Исключение – литые колеса с их «архитектурой».

Решайтесь на сложный ремонт покрышки, только проконсультировавшись у двух-трех мастеров. Ошибка может обойтись слишком дорого.

Требуйте кассовый и товарный чеки. Это не только подтверждение платежа, но и основание для предъявления претензий.

Подпишитесь на «За рулем» в