Два года: много или мало?

ДВА ГОДА: МНОГО ИЛИ МАЛО?

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕЙД ЗР: «ИЩЕМ НЕТРЕЗВЫХ»

ДВА ГОДА: МНОГО ИЛИ МАЛО?

МАКСИМ ПРИХОДЬКО. ФОТО: АНДРЕЙ БОЙКО, СЕРГЕЙ ВОЛГИН

Совсем недавно, в конце августа, вступили в действие изменения в КоАП, которые, как предполагается, должны сократить число жертв и пострадавших на наших дорогах. Речь идет о наказаниях за употребление спиртных напитков за рулем. По привычным отечественным меркам их теперь страшно ужесточили: за управление автотранспортом под градусом водителя, по усмотрению суда, лишают «прав» на срок от полутора до двух лет. Заметим: в подавляющем большинстве стран кара за это куда жестче – лишение «прав» на 2–5 лет, огромные денежные штрафы и даже тюремное заключение! Но, как известно, у нас свои представления о дозволенном, а умение лихо управлять автомобилем, изрядно приняв на грудь, некоторыми нашими гражданами считается чуть ли не доблестью.

Как повлияет ужесточение наказания на количество ДТП с участием пьяных водителей, покажет время, а пока, в канун вступления в силу нового закона, мы решили взглянуть на ситуацию с позиций, которые считались «нормой». В этом нам помогли сотрудники 2-го спецполка ДПС ГУВД Московской области. Рейд (назовем его – «Ищем нетрезвых») начался в шесть часов вечера в Подольском районе перед выходными.

«ДЕНЬ ВОДИТЕЛЯ»

Город Подольск хоть и числится всего лишь райцентром, можно с полным правом назвать крупным: около 400 тысяч жителей, несколько серьезных предприятий, исправно перечисляющих налоги в местный бюджет... Вроде бы не на что жаловаться, так что пьют здесь, наверное, от радости: за семь месяцев этого года только силами спецполка в окрестностях города было выявлено более 9 тысяч (!) водителей с признаками алкогольного опьянения разной степени. Но это еще что! В самом Подольске, по подсчетам инспекторов, в среднем за сутки попадаются 15–20 молодцов, управляющих транспортом подшофе. По наблюдениям сотрудников ГАИ, в последние годы круг любителей выпить за рулем значительно расширился – рюмку теперь норовят опрокинуть и стар и млад, нередко попадаются на этом и женщины. Одним словом, «день шофера» теперь по пятницам отмечают многие жители Подмосковья, так сказать, без отрыва от производства, вне зависимости от пола, возраста и занимаемого положения.

ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ

Итак, пятница. Экипажи разъехались по «точкам» в разные концы города. Мы занимаем позицию в тихом переулке, рядом со школой. Поначалу все спокойно и чинно; весь «улов» за первые два часа – две «шестерки» без страховых полисов и талонов ТО. Зато водители трезвы, как стекло! Правда, это им помочь не может – номерных знаков они лишаются. Вдруг по рации сообщение: автомобиль «Жигули» въехал в витрину магазина! Срываемся с места и по указанному адресу обнаруживаем: машина наполовину в магазине, только багажник торчит на дороге. Пассажирка на переднем сиденье, похоже, серьезно травмирована, а вот водителя и след простыл. «Наверняка, изрядно пьян, раз не смог разъехаться с магазином на пустой улице! – уверен инспектор. – Вот и отправился в бега, но найти его – пара пустяков». Один из экипажей остается на месте ДТП ждать «скорую» и эвакуатор (нельзя же бросить автомобиль, торчащий из витрины!), а мы отправляемся колесить по городу. По мере того как вечер вступает в свои права, сообщения об отловленных пьяных водителях поступают с интервалом в среднем один час.

ТРУБКА МОХОВА-ШИНКАРЕНКО

Чтобы вынести вердикт, одного свидетельства инспектора, что водитель лыка не вяжет, естественно, недостаточно: по правилам его надо отправить на медицинское освидетельствование в местный наркологический диспансер. В первый раз мы посетили это учреждение в семь вечера: поинтересовались, сколько «клиентов» здесь уже побывало в пятницу. Врач грустно улыбнулся: «Сегодня совсем мало; с утра всего пять человек доставили. А недавно у нас был зафиксирован рекорд: 55 человек за сутки!» Не успел доктор порадоваться необъяснимому «протрезвлению» земляков, как инспекторы доставили к нему юного «наездника» на предмет освидетельствования. Девятнадцатилетний Михаил за рулем микроавтобуса «Мерседес» спешил что было мочи домой, к любимой. Недоехал…

По итогам «продувки» на приборе Мохова-Шинкаренко (здесь определяется наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе) у него обнаружено содержание алкоголя 2 промилле при «нулевой» норме. «Да, выпил я, но всего ничего, чуть-чуть водочки, для аппетита»... В голосе ни капли раскаяния, наоборот, только бравада: смотрите, вот я какой!

Следующего «клиента» привозят минут через двадцать. По всему видно, человек, уверенный в себе, эдакий «хозяин жизни» районного масштаба: на лице – полная апатия, взгляд наглый. После «продувки» (уровень алкоголя – 0,8 промилле) краснеет и начинает ругаться: «Я, конечно, сегодня «выпимши», но завтра вы мне «права» сами принесете!» «Это не самый буйный, – как бы оправдывается инспектор за земляка, – бывают гораздо хуже. Сколько раз мне грозили сорвать погоны и сослать участковым на Новую Землю!»

Особенно любят покуражиться местные предприниматели и «временно неработающие». Представители нашей интеллигенции, бывшие научные сотрудники и пенсионеры по большей части покорно молчат, одним своим видом выражая полное и категорическое раскаяние. «Гастарбайтеры» из Молдавии, Украины и Белоруссии предпочитают долго и тихо канючить: «Командир, ты же сам мужик, пойми – это в первый раз, а мне еще в Гомель (Дубоссары, Днепропетровск и т. д.) пилить»... Есть еще одна категория – юноши крепкого телосложения, с плоскими ушами и выразительной мускулатурой. Такие обычно молчат, хотя их молчание весьма выразительно.

«УБЕРИТЕ ФОТОГРАФА, ОН МЕШАЕТ МОЕЙ МЫСЛИ!..»

А вот и «весельчак» попался, первый за эту ночь (но не последний). Парень на «девятке» ехал в гости, предварительно несколько «подкрепившись» (0,9 промилле). Пока экипаж ГИБДД составлял протокол, интересовался, кто напечатает его портрет. «За рулем»? Класс! А на обложку попасть можно?» – любопытствовал он. Следующий «клиент», напротив, громко протестовал против «фотосессии». «Уберите фотографа, он мешает моей мысли!..» – громко причитал он. Наверное, его мучила совесть...

Вот так, за время нашего короткого дежурства (с шести вечера до двух часов ночи) освидетельствование прошли шесть человек (не забудем еще пятерых «утренних»!). Из «наших» пятеро были в разной степени опьянения, а шестой отправлен на обследование с подозрением на наркотическое опьянение. Говорят, это был «легкий» день…

«Подарком» в самом конце дежурства стал еще один «балагур» – на мотоцикле «Урал» с коляской он попытался торпедировать милицейский УАЗ. К счастью, промахнулся и тут же был остановлен экипажем ДПС. На вопрос, сколько же он выпил перед поездкой, уроженец Подольского района после длинной паузы ответил: «Две по 0,25» («трубка» показала хорошо за 2 промилле). Потом стал шутить.

Довольно быстро выясняется, что «права» у мотоциклиста уже изъяли раньше – тоже за езду в нетрезвом виде. Судя по документам, парню двадцать лет, на вид – все сорок.

«В АЛКОГОЛЕ ВОДИТЕЛЯ КРОВИ НЕ ОБНАРУЖЕНО»

Так говорится в одной невеселой шутке. Однако в ней – изрядная доля горькой правды. Алкоголизм ныне самая распространенная в стране болезнь, алкоголь плюс автомобиль – причина каждого шестого ДТП в стране и гибели ежегодно 4–5 тыс. человек, не говоря уже о покалеченных. Между прочим, тех самых наших граждан, на благо которых стараются удвоить ВВП, облегчают налоговое бремя и строят предприятия по выпуску новых автомобилей. Соотнесите это с одним только фактом – нашим пятничным дежурством в «легкий» день, постарайтесь представить себе масштабы бедствия и честно ответьте на вопрос: два года лишения права управлять транспортным средством – это много или мало?

Есть и другие неизбежные вопросы: поможет это или нет, образумит хоть как-то наших людей? Остается надеяться. Приговоры об отстранении от управления автомототранспортом станут выносить как мировые, так и федеральные судьи. И можно не сомневаться: пока они не останутся без работы. Это с одной стороны. А с другой – неизбежно встает вопрос о нечестных на руку инспекторах ГИБДД. Прикидывают даже, что «добровольный взнос», чтобы сохранить «права», возрастет с нынешних 100–200 долл. как минимум в два раза. Пьянство за рулем – во всех смыслах удовольствие недешевое, но куда печальнее, что это стало поистине национальным бедствием. И пока мы этого не осознаем, самые строгие законы не заработают в полную силу. Многие по-прежнему надеются на авось: «пронесет, я ж профессионал», «огородами проскочу», «да что мне будет от 100 грамм»…

В районе того же Подольска летом пьяный водитель «Audi 80» не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения и врезался в VAZ 2109, в котором ехала на дачу молодая семья. Годовалый ребенок погиб, пятилетний стал инвалидом. Докажите теперь отцу этих детей, что два года лишения водительских прав – чересчур суровое наказание…

Горько в этом признаться, но сегодня на наших дорогах развязана настоящая война. Раньше все мы знали, что Великая Отечественная затронула практически каждую семью. Теперь можем говорить, что нет в стране человека, у которого в ДТП не пострадал бы родственник или знакомый. Причем не первый год среди самых опасных причин роста аварий мы называем пьянство за рулем. Только за последние семь месяцев из-за этого произошло почти 12 тыс. ДТП: погибли 2002 человека, ранения получили 16 847! Вдумайтесь в эти цифры!

Мировая практика убедительно свидетельствует, что самая действенная мера наказания за управление автомобилем в нетрезвом виде – это неумолимая и жесткая административная и уголовная ответственность. К сожалению, раньше наш КоАП позволял от такой ответственности уходить. Теперь принят новый, более суровый закон, на который мы возлагаем большие надежды. Нам, правда, говорят, что это приведет лишь к увеличению размеров взятки инспектору. Думаю, это просто попытка «перевести стрелки», увести разговор на другую тему. Со своими взяточниками мы боролись и будем бороться самым жестким образом. А вот искоренять пьянство за рулем – это задача общая, всего общества и каждого из нас в отдельности.

Подпишитесь на «За рулем» в