Строим? нет – реформируемся

СТРОИМ? НЕТ – РЕФОРМИРУЕМСЯ

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОГИ

СТРОИМ? НЕТ – РЕФОРМИРУЕМСЯ

АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Тезис о том, что «автомобильные дороги – транспортные артерии страны», известен с детства каждому. Действительно, по разветвленности, пропускной способности и качеству дорог судят об экономическом развитии государства – его «экономическом здоровье». Только вот если судить по тому, как часто каждый из нас за рулем поминает недобрым словом многочисленные колдобины отечественных дорог, «пациент скорее болен, чем здоров». Это при том, что дороги у нас ремонтируют постоянно!

Так называемый «ямочный» ремонт ведется в стране, можно сказать, круглогодично, а с наступлением летнего сезона на дороги выходит тяжелая техника для замены старого асфальтобетонного покрытия новым. Но минует год-два – и оно приходит в негодность, требуя нового капремонта или полной замены. По статистике, затраты на ремонт дорог в нашем отечестве составляют почти 3/4 от всех выделяемых на дорожные нужды средств, так что на строительство новых почти ничего не остается. Почему же у нас дороги так мало живут?

ИЗВЕСТНАЯ ВСЕМ ТАЙНА

Что и говорить – нам здорово не повезло с климатом: Россия – страна северная (Сочи не в счет) и 86% всех грунтов у нас – так называемые связанные (глина и суглинки). А они, как известно специалистам, хорошо набирают влагу и потом неохотно ее отдают. При этом перепады температур на поверхности земли в течение года могут достигать 80°С! Набрала почва влагу, а тут морозы ударили – асфальт и растрескался. Весной же, как только верхний слой грунта разморозился – он «поплыл».

Но дело не в одном только климате. В России стандарт на плотность грунтовой насыпи, на которую кладут асфальт, не менялся… с 1939 года. Представляете, как за эти годы изменилась грузоподъемность машин, выросли скорости? Разве 65 лет назад могли знать, что по дорогам со скоростью более 100 км/ч пойдут автопоезда весом в несколько десятков тонн? У нас же абсолютное большинство дорог рассчитано под нагрузку… не более 6 тонн на ось…

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Ни климат наш, ни состав грунта мы изменить не в силах. Иное дело – способ укладки асфальта. Любой школьник, наверное, знает, что горячая асфальтобетонная смесь укладывается на предварительно утрамбованные слои щебня и песка. И прочность дорожного покрытия напрямую зависит от плотности грунта. Ныне действующий норматив (кстати, он у нас в 2,5 раза ниже, чем в странах Европы и США) можно основательно изменить.

Попытки увеличить плотность в последние годы предпринимались не раз. Пробовали применять специальную зарубежную технику, но она оказалась сложной, громоздкой, очень дорогой и не слишком приспособленной к российским условиям. Не по зубам ей наша глина! А между тем еще 10 лет назад в России была создана уникальная машина, в которой для уплотнения грунта использовалось не давление, а вибрация. За один проход она «забивала» глину на 7%, а этого вполне достаточно, чтобы увеличить прочность дороги в 2,5 раза!

Как водится, опыт признали крайне удачным – все важные начальники поставили свои визы под всеми важными документами… на том все и закончилось. В течение многих лет изобретатель машины Феликс Губерман обивал пороги разных инстанций, доказывая, как нужны России хорошие дороги. Никто с ним не спорил, соглашались, но машина так и осталась единственным опытным экземпляром. Как предполагал автор, все потому, что дороги у нас кому-то гораздо выгоднее ремонтировать, чем строить. В конце концов борьба изобретателю надоела, и он уехал за границу.

А теперь для заключения – небольшая цитата из утвержденной несколько лет назад президентом страны программы «Дороги России XXI века»: «Техническое состояние местных автомобильных дорог можно рассматривать как критическое… Из-за влияния неровностей покрытия… стоимость перевозок дополнительно возрастает на 30–50%. При данном техническом состоянии дорожной сети автомобиль на наших дорогах расходует в 1,5 раза больше горючего, чем в промышленно развитых странах. В плохих дорожных условиях стоимость обслуживания автомобилей возрастает в 2,5–3,4 раза, срок службы сокращается на 30%, а его производительность падает более чем в 2 раза». Нужны еще комментарии?

ВМЕСТО ДИАГНОЗА

Мы все-таки решили получить комментарий в Российском дорожном агентстве, сформированном в ходе административной реформы на базе бывшего Росавтодора. Все наши попытки оказались напрасными. Дело в том, что, начиная с февраля, работа этого ведомства (плохая ли, хорошая – не будем давать оценки) практически парализована. На место бывшего руководителя назначен новый, который за пять месяцев успел найти себе нескольких новых же замов и… подал заявление об уходе.

Положение о Федеральном дорожном агентстве было утверждено лишь в конце лета, при том, что многие его сотрудники не получали зарплату с марта (!). Естественно, ведущие специалисты разошлись по коммерческим фирмам. Практически все основные стройки федерального значения парализованы. Вот так и живем: не надо нам строить, не надо ремонтировать, есть более важная задача – реформа. А дороги… да какие там дороги! Не до них!

Подпишитесь на «За рулем» в