Разговор с отцом автогражданки

РАЗГОВОР С ОТЦОМ АВТОГРАЖДАНКИ

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

РАЗГОВОР С ОТЦОМ АВТОГРАЖДАНКИ

О нашем собеседнике: профессор Владимир

Тарачев, водитель с

30-летним стажем. Депутат Госдумы с 1996 года, был председателем подкомитета по страхованию. Инициатор и первый разработчик закона об ОСАГО.

НАЗРЕВШИЕ ПОПРАВКИ

– Владимир Александрович, удовлетворены ли вы действующим законом?

– Здесь как нельзя более кстати крылатая фраза: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Если бы работала первая версия законопроекта, подготовленная несколько лет назад, сегодня не было бы самых острых вопросов к нам, законодателям. Ко второму чтению выбросили много ценного (в том числе льготы пенсионерам и инвалидам), и я ничего тут не мог сделать… Но жизнь продолжается. Над этим законом придется работать и Госдуме, и правительству. Думаю, нужно три-четыре года, чтобы он был идеально вычищен, всем понятен и всеми исполнялся.

– Какие поправки назрели?

– Прежде всего, снижение базового тарифа для инвалидов и пенсионеров. Это надо прописать не в подзаконном акте, а прямо в федеральном законе, и пускай госбюджет находит средства! Государство себя не уважает, если оно не заботится о своих инвалидах и стариках. Предлагается также ввести трехмесячный полис (сейчас минимальный страховой период – 6 месяцев) и полис выходного дня.

– Для дачников?

– Не только. Например, меня, как депутата, пять раз в неделю возит на работу и с работы служебная машина, а в выходные я езжу на своей… Еще одна проблема, которую нужно срочно решать, – мелкие ДТП. Раньше их участники в большинстве случаев разъезжались «по-доброму», а теперь часами ждут милицию, парализуя движение. Руководство ГИБДД нам плачется: не хватает сотрудников! Думаю, надо законодательно закрепить право ГИБДД не выезжать на мелкие происшествия.

– Правила ОСАГО и сейчас позволяют обойтись без вызова милиции при взаимном согласии сторон и отсутствии вреда жизни и здоровью (пункт 39).

– Но этой возможностью практически никто не пользуется. Менталитет у нас такой!

– А какое происшествие будет считаться мелким?

– Вот это пока самый трудный вопрос. Царапина на борту «жигуленка» и «Мерседеса» – совершенно разные суммы…

О ТАРИФАХ

– Есть ли надежда, что правительство снизит базовые тарифы?

– Для пересмотра тарифов необходима статистика страховых сборов и выплат хотя бы за год. Завершается обработка данных, и с 1 января возможны новые тарифы.

– В какую сторону они могут измениться? Ваш прогноз?

– Я бы очень хотел пойти навстречу своим избирателям и себе как автовладельцу, но аварийность растет. А значит, надеяться на снижение тарифов вряд ли стоит. Давайте, однако, подождем статистику.

– Много нареканий и на территориальные коэффициенты.

– Да, они часто несправедливы. Вот что написал нам Александр Евгеньевич из Оренбурга: «У нас вокруг города в коттеджах живут газовые и нефтяные магнаты и просто бандюги и платят за иномарки с коэффициентом 0,4, а пенсионеры из оренбургских коммуналок за свои жестянки – в два с половиной раза больше»… Он предлагает вообще отказаться от территориальных коэффициентов, установив базовый тариф в размере 1% остаточной стоимости автомобиля: «Имеет пенсионер «копейку» в Москве стоимостью 10 тыс. рублей – ставка для него 100 рублей, а другой пенсионер в деревне Барвиха имеет джип за 100 000 у. е. – пусть платит 1000 у. е. Это и будет социальной справедливостью».

– Ну и как вам эта идея?

– Думаю, в ней есть рациональное зерно. Но должна быть единая методика оценки страховыми компаниями остаточной стоимости автомобиля.

– Что вы делаете с подобными предложениями от народа?

– Обсуждаю их со страховщиками – членами экспертного совета. Если они сочтут предложение дельным, это может послужить толчком для подготовки соответствующей поправки к закону.

О БЕЛЫХ ПЯТНАХ И О ЛИЧНОМ

– Владимир Александрович, известно ли вам, что думают россияне об ОСАГО?

– Недавно было проведено социологическое исследование. 18% опрошенных не имеют претензий к закону об ОСАГО, а 30% в целом его поддерживают, но считают, что он нуждается в доработке.

– Сторонников этого закона, наверняка, было бы больше, если бы не «белые пятна» вокруг него.

– Таких пятен, увы, немало. До сих пор нет централизованной информационной системы с единой базой данных.

– Чем и пользуются страховые мошенники…

– Не создана служба независимой автотехнической экспертизы. Те эксперты, к которым направляет потерпевших страховая компания, финансово от нее зависят.

– Как минимум арендуют у нее помещение.

– Совершенно верно. Нет единой методики оценки вреда жизни и здоровью…

– На Западе потерпевший обращается за возмещением к своему страховщику, а не в компанию виновника. Так ему проще и удобнее. А уж потом обе компании производят взаимозачет. Придем ли мы к этому?

– Постепенно должны прийти. Думаю, вмешиваться в этот процесс нет нужды – страховые компании в борьбе за клиента сами пойдут ему навстречу.

– И напоследок, с вашего позволения, о личном. В каких пределах вы застраховали свою автогражданскую ответственность?

– В предусмотренных законом об ОСАГО.

– А есть ли у вас полис добровольного страхования?

– Есть, по «Автокаско».

– Кстати, какая у вас машина?

– (Смеется) Хорошая!

В беседе принимал участие Леонид Сапожников.

ПЕРЕЗАКЛЮЧАЕМ ДОГОВОР

Российский союз автстраховщиков (РСА) объявил о новой схеме перезаключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Те, кто впервые сделали это год назад и не намерены менять страховую компанию, должны, как известно, обратиться к своему страховщику за продлением действия договора на новый период. При этом если за два месяца до истечения срока действия договора от страхователя не получено письменного заявления об отказе в продлении срока действия договора, последний считается продленным на новый срок (постановление Правительства РФ № 263 от 7 мая 2003 г.). Сам полис выдается при уплате страховой премии.

В случаях, когда страхователь решил поменять страховую компанию, он должен направить письменное заявление с отказом от продления срока действия договора и получить там справку о наличии или отсутствии страховых выплат. Этот документ потребуют в новой страховой компании для определения скидок и надбавок к страховому платежу.

Подпишитесь на «За рулем» в