«стоял октябрь уж у двора»

«СТОЯЛ ОКТЯБРЬ УЖ У ДВОРА»

АВТОКЛУБ

«НИВА»: ОТОПЛЕНИЕ

«СТОЯЛ ОКТЯБРЬ УЖ У ДВОРА»

ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН

У классического отопителя «жигулей» и «нив» конструкция вот уже десятилетия почти не менялась, а с ней – и его врожденные дефекты. Один из них тоже можно считать классическим: препротивнейший визг моторчика вентилятора. Представьте, прохладным вечерком в вашей машине милая спутница, завязывается беседа, но тут вы делаете непоправимую ошибку – включаете вентилятор отопителя. От душераздирающего визга девушка бледнеет. О чем тут говорить дальше?

Чего только бывалые не предлагали – от периодической смазки подшипников моторчика до его коренной переделки! Но полумеры малоэффективны, а завод-изготовитель отмалчивается. Что же делать?

Нам показалась привлекательной идея встроить в машину другой вентилятор, «восьмерочный» (фото 1). Осень в разгаре, а моторчик отопителя нашей «Нивы» VAZ 21214 уже повизгивает – нетрудно представить, что будет в морозы! Остатки смазки подсохли, а зимой задубеют…

Новый вентилятор разместим в моторном отсеке. Самое подходящее место – пластмассовый воздухозаборник. Обрабатывать его несложно, но чтобы плюс не превратился в минус, сразу предупредим: прежде чем начинать пилить или резать, очень внимательно прикиньте, что и как будете устанавливать, крепить и т. п. Спешка может только повредить.

Итак, за дело. Снимаем пластмассовые решетку и козырек, после чего спокойно, расчетливо готовим место для установки вентилятора, выпиливаем под него паз, тщательно подгоняем по месту. Корпус вентилятора «Самары» немного больше, чем нам хотелось бы. Как его втиснуть? Удаляем штатные скобы крепления (все равно не понадобятся!), а железный щит, на который ляжет наш агрегат, несколько осаждаем ударами молотка.

Здесь напомним, что устанавливаемый вентилятор не должен касаться двигателя автомобиля или ребер воздушного входа капота (в противном случае неизбежны шум, износ, поломки), препятствовать работе шторки подачи воздуха в отопитель и т. д. Подгонка – дело кропотливое.

Ну а как вентилятор соединить с отопителем? Через адаптер, показанный на рисунке. (Размеров не указываем – сделайте по месту, как и мы.) Материал адаптера?.. Нет, не что угодно! Обычная фанера, например, не пойдет – довольно скоро размокнет. Металлический лист? На тонком вентилятор может неприятно вибрировать, а толстый тяжел. Наше решение – лист текстолита толщиной 5 мм.

Вентилятор нужно правильно сориентировать – выходом «улитки» снизу, так он и должен быть закреплен на адаптере, а последний надо прочно соединить с корпусом отопителя (см. рис.). Но как? Мы применили для этого хитро (Г-образно) изогнутые винты М3 длиной по 15 мм. Четырех точек крепления достаточно.

Когда все собрали (фото 2), оставшиеся «технологические» щели, неплотности замазали черным герметиком. Проверили, не касается ли закрытый капот корпуса вентилятора – нет, все отлично. Сымитировав дождь, убедились в том, что через отопитель вода в салон не проникает.

Электропитание? «Минус» отопителя соединили с «массой», «плюс» взяли от штатного моторчика (саму эту «визжалку» убрали). Вместо штатного резистора применили «десяточный» с трехходовым выключателем от VAZ 2108 (фото 3 и 4). Теперь у отопителя три скорости вращения вентилятора. Мощности хватает, чтобы быстро продуть салон, просушить запотевшие стекла.

Подпишитесь на «За рулем» в