Конкурс

КОНКУРС

АВТОКЛУБ

КОНКУРС

НЕ ВСТАВ СО СТУЛА

Дмитрия Красавина из Оленегорска мы награждаем премией в 6000 руб. за развернутый, полноценный ответ на девятнадцатую задачу. Одновременно сообщаем, что компания «Нокиан Тайерс», заинтересовавшись нашим конкурсом, учредила свой приз для победителей, чьи имена будут названы в последних трех номерах ЗР 2004 года. Это комплект зимних шин новой модели Nokian Hakkapeliitta 4.

Теперь обратимся к задаче. Она, конечно, не из числа заумных – еще при подготовке ее к публикации кто-то из коллег мрачно заметил: «Увидите, большинство скажет, что причина плохого пуска – в дефекте контактной группы замка зажигания!» Как в воду глядел! Процентов 90 конкурсантов начинали свои ответы примерно так: «Тут все ясно! Автор задачи отправился в магазин за новым замком зажигания!»

Вот так, «чисто конкретно»! Забавно ответил нам один из умельцев-мастеров: «Когда лично ко мне приходят с подобными вопросами, я отвечаю, не вставая со стула!» И дальше доходчиво поведал нам о проблемах выключателя зажигания – других с автомобилем вроде и не бывает!

Тем, кто звонил в редакцию, диктуя все тот же ответ, мы неизменно задавали встречный вопрос: «А иных неисправностей, которые приводят к такому же результату, назвать не можете?» – «Конечно могу!» – следовал ответ и дальше приводился целый перечень причин того, что может нарушить работу системы зажигания. Искра слабая или ее вовсе нет. Почему бы, например, не предположить, что полуубитый стартер потребляет слишком большой ток, а аккумуляторная батарея при этом тоже почтенного возраста, с низкой емкостью? При работе стартера напряжение в сети чрезмерно понижается, что сказывается на работе катушки зажигания. А бывает, что «слаба» и катушка! К тому же часть «высокого» может потеряться и в распределителе зажигания, на высоковольтных проводах. Свечи тоже могут оказаться старыми, «обгоревшими», с увеличенными зазорами между электродами. Вот и запусти мотор!

Вчитаемся в условия задачи. Сказано: «стартер… бодро прокручивает коленвал». Но из этого не вытекает, что его обороты такие же, как на исправной машине. «Бодро» – значит, достаточно быстро, чтобы обеспечить пуск. Если бы батарея из шести нормальных банок «села» вольт до десяти (без нагрузки), вряд ли она прокручивала стартер: с учетом зарядно-разрядных характеристик такая батарея фактически разряжена. Совсем по-другому ведет себя батарея, в которой одна банка коротко замкнута, а остальные исправны. Последние могут быть хорошо заряжены (даже с тенденцией к перезарядке) – и будут, при напряжении без нагрузки всего 10,5 В, бодро «крутить» стартер. Чуть медленней, чем с нормальной батареей, но это не каждый заметит. Беда же в том, что в этом случае работающий стартер снижает напряжение в сети до 8 В и ниже – и тогда в контактной системе зажигания высокого напряжения недостаточно, чтобы пробить зазоры между электродами свечей.

Искра появится в тот миг, когда мы отключим стартер – вот тут-то и пригодится инерция маховика с коленвалом. Реальная жизнь всегда сложней теорий – в результате каких-то накладок подобный пуск редко получается с первой попытки, чаще бывает несколько.

Вернемся теперь к ответу, полученному от большинства читателей. Если в положении «стартер» цепь зажигания между контактами 30/1 и 15 почему-либо прерывается (дефект узла), то коленвал прокручивается, а искры нет. При возвращении ключа в положение «зажигание» эта цепь может восстановиться – искра появится. А коленвал, сделав за счет инерции хотя бы один оборот, делает возможным и запуск. Ничего против не имеем. Но одну важную деталь знатоки-читатели отметили: если цепь 30/1–15 прерывается, то в этот момент и приборы на панели перестанут работать, лампочки погаснут. Кое-кто нас прямо упрекнул: забыли, мол, упустили, надо было оговорить в условии задачи!

Да нет же, ребята, ничего не упустили. В том-то и фокус, что у человека, предложившего эту задачу, лампочки на щитке не гасли, приборы работали! На его машине закоротило одну банку батареи, а замок зажигания был ни при чем.

Одним из немногих, кто ответил достаточно развернуто, полно, оказался Дмитрий Красавин из Оленегорска. Поздравляем его с победой!

ЗАДАЧА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ

НА ТРЕХ КОЛЕСАХ

Сегодня не повезло! В самой глухомани, куда Федора занесла страсть к охоте, он «нашел» такую ямищу, что сразу лишился обоих левых колес. Полки ободов погнуты, а у переднего еще и борт пробит. Задняя шина – о чудо! – уцелела. Пробовал кого-нибудь остановить, да боязливые местные водители, изредка проезжавшие мимо, и не думали притормозить.

Ругая такую жизнь, Федор понял, что надеяться можно только на себя. Достал тяжелый молоток и – благо сам слесарь! – обод заднего колеса выправил. Поставил запаску. А что дальше делать? Главное – как накачать бескамерное колесо. Припомнил один способ, с брючным ремнем. Не вышло. Не тот у Феди калибр – ремень короток. Стал думать дальше, закурил…

Помогите же ему, бывалые!

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 ноября 2004 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Тел. (095) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номер ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.

Подпишитесь на «За рулем» в