Абхазия далекая и близкая
АВТОКЛУБ
ПУТЕШЕСТВИЕ: АБХАЗИЯ
АБХАЗИЯ ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ
ЕЛЕНА МАЛАХОВА, МОСКВА. ФОТО АВТОРА И МИХАИЛА ВАЖНЕНКО
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить,
там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
М.Ю. Лермонтов
«Сумасшедшие!» – говорили нам многие, узнав о безумной идее поехать в неспокойную Абхазию, да к тому же на отечественном автомобиле при весьма скромном водительском стаже – четыре месяца у меня и неделя у мужа. Однако «молодо-зелено» – нами двигал только здоровый авантюризм, вкупе с неумолимой страстью к путешествиям и безудержным интересом к природе и красотам Кавказа. Ну и хотелось еще доказать, что при трезвом расчете ничего невозможного нет!
Ровно в полночь мы с радостью оставили за спиной огни дождливой и холодной Москвы. Маршрут благодаря ресурсам Интернета был четко выверен и просчитан: до моря собирались доехать без ночевок за один перегон. Наш VAZ 2115 и «Рено Клио» друзей катили по трасе М4, весело перемигиваясь фарами. Дорога вполне сносная, особенно порадовала великолепная четырехрядка под Ростовом – здесь легко держишь высокую крейсерскую скорость. Надолго запомнился горный серпантин между Джубгой и Сочи – на этот опасный участок въехали уже в кромешной тьме, изрядно вымотавшись и устав. Скорость снизили до 60 км/ч, местами и вовсе ползли не быстрее 20 км/ч, но усталость и отсутствие опыта сделали свое черное дело – пару раз в крутых поворотах выносило на встречную полосу. Слава богу, там никого не оказалось! Опасность прогнала сон. Мы взяли себя в руки и уже без приключений (спасибо отличной разметке) добрались до Сочи, где свалились буквально замертво.
Утром же просто потеряли дар речи: бескрайнее синее море, раскидистые пальмы, красавицы горы, увенчанные пушистыми шапками снега, и огромное ласковое солнце! Вдохнув полной грудью чистый воздух, отправились совершать открытия.
Первыми были водопады – Агурские и Змейка, причудливые по форме и переливающиеся на солнце всеми цветами радуги. Потом, тяжело дыша и проклиная нездоровый образ жизни, взобрались на самую вершину Орлиных скал, где, по преданиям, боги приковали Прометея цепями на растерзание орлам. Незабываемым было путешествие в Красную Поляну – там прокатились на канатной дороге, на джипе по горам и успели даже половить форель. Смотровая площадка на горе Ахун была затянута низкими облаками, и, изрядно продрогнув, мы отправились в Сочинский дендрарий. Огромный ботанический сад, разбитый на двух уровнях, поразил несметным количеством чудесных растений, а также обитающими там павлинами и почти ручными лебедями.
Курортный городок между Адлером и Сочи встретил вполне приличным аквапарком, дельфинарием и множеством колоритных ресторанчиков с дискотеками, музыкой и очень хорошей кухней. Здесь мы прекрасно провели пару вечеров.
До пограничного КПП «Псоу» всего минут сорок езды. Простояв в очереди часа три, без особых проблем пересекли границу. Удивительно, но придирались в основном российские таможенники, с абхазской стороны никаких вопросов не последовало.
И вот она – загадочная Абхазия! Сколько предостережений и пугающих рассказов слышали мы об этом крае, о дикости и необузданности местных нравов, об отсутствии элементарных бытовых условий для проживания… Все оказалось совсем не так. Чтобы не утонуть в эмоциях, расскажем обо всем коротко.
Документы и деньги. Для въезда в Абхазию заграничный паспорт был не нужен, достаточно обычного. С 8.00 до 11.00 и с 17.00 до 20.00 здесь стоит очередь из экскурсионных автобусов, поэтому границу лучше пересекать не в это время. Как и в России, в хождении рубли, а вот пунктов обмена валюты практически нет. Не позднее трех дней пребывания в Абхазии машину необходимо зарегистрировать на контрольном посту ДПС, между границей и Гагрой.
Природа и люди. Природа здесь такая же красивая, как в Сочи, но к тому же совершенно нетронутая и дикая! Вокруг – целый мир и никого рядом! Воздух пьяняще чист, а море, омывающее подножия гор, теплое и прозрачное. Местные жители на редкость гостеприимны, любой из них охотно подскажет дорогу и норовит пригласить в гости, накормить и рассказать о своем крае за чаркой хорошего вина.
Жилье. Остановиться можно в приветливой Гагре, где есть множество пансионатов и совершенно дешевый частный сектор, можно в Новом Афоне, в Пицунде, с ее уютными пляжами и живописными бухтами. Мы поселились в трехзвездочном отеле «Самшитовая роща», который считается лучшим в Абхазии: просторные номера, безупречный сервис, три раза в день шведский стол – на двоих в то время было всего 900 руб. в сутки вместе с питанием. Кроме того, на территории бассейн с подогреваемой морской водой, теннисный корт, спортивные площадки, всевозможные оздоровительные процедуры, бары, рестораны.
Дороги, бензин, ГАИ. Дороги в Абхазии вполне терпимые, хотя иногда на них большие выбоины. Ездить лучше днем – ночью, даже в городах, освещение отсутствует напрочь. Еще одна особенность – можно неожиданно наткнуться на коров, лошадей, коз и даже свиней с поросятами, невозмутимо разгуливающих по дороге. С бензином проблем не было, к тому же он здесь чуть дешевле, чем в России, – АИ-95, которым мы заправлялись, в среднем 11 руб. 80 коп. (цена в мае).
Тамошние гаишники очень приятные и разговорчивые. Хотите верьте, хотите нет, но женщин они, похоже, вообще не останавливают! Местные «гонщики» тоже глядят на девушек за рулем, как на восьмое чудо света, а на обгон реагируют весьма болезненно и из кожи вон лезут, чтобы восстановить «статус кво».
Экскурсии. Отдых у нас прошел под девизом «Ни дня без приключений!». Конечно, всю Абхазию мы исколесить не успели, но, тем не менее, повидали множество красивейших мест. Посетили, например, Симоно-Кананитский монастырь – крупнейшее культовое православное сооружение Абхазии, построенное в 1875 году. Его стены, с росписями сцен библейской истории, спасали раненых во время последней войны с Грузией. Съездили мы и в Новоафонские пещеры, открытые в 1965 году, – внутрь доставил маленький поезд, а там мы уже медленно шли из зала в зал по хрупкому подвесному мосту, совершенно завороженные и потрясенные сказочным подземным царством.
Побывали мы и на чудо-озере Рица, лежащем в окружении гор, покрытых дремучими лесами, – озеро довольно большое, площадь 132 гектара, а глубина достигает 115 метров. Добирались туда по живописной дороге среди скал: здесь встретились огромные водопады, неповторимые по красоте ущелья, каньоны и известное многим Голубое озеро – оно действительно кажется таким благодаря залежам лазурита на дне.
Конечно, загорали на песчаных пляжах, обрамленных знаменитой пицундской сосной. В городе хорошо сохранился храм Х–XI вв., где до сих пор проходят концерты органной музыки. В окрестностях обнаружили бамбуковые заросли, посетили Самшитовую рощу и проехали по необыкновенно красивым тенистым аллеям платана и кипариса. Встречаются здесь живописные пресноводные озера, богатые рыбой, – вот когда мы пожалели о забытых спиннингах! Побывали также на известном серо-водородном источнике.
Тяжелое впечатление произвел Сухуми – в отличие от других городов Абхазии, здесь еще сохранились трагические следы войны.
За отдыхом время летит неумолимо, не успели оглянуться – возвращаться. Окунувшись последний раз в море, тронулись в обратный путь. Назад ехать уже проще, только под Ростовом попали в сильнейшую бурю со шквальным ветром, ливнем, громом и молниями – такого светопреставления нам еще видеть не приходилось!
В заключение хотим поблагодарить друзей Александра и Ольгу, пригласивших нас в эту удивительную поездку, а также любимый «Феррари-15» – так шутливо окрестили друзья наш автомобиль. Он ни разу не подвел, не считая замены колесного диска, поврежденного в огромной яме под Ефремовом.
И, слышишь нас, Кавказ? Мы к тебе обязательно вернемся!
МНЕНИЕ БЫВАЛОГО АВТОТУРИСТА
На Кавказ я езжу уже лет двадцать – летом на море, зимой в горы. На разных машинах, с разными экипажами, с прицепом и без, в одиночку и целыми караванами, быстро и не очень. При старте из столицы оптимальный, на мой взгляд, режим, особенно для загруженной летней трассы, – два дневных перегона с ночевкой в районе Миллерово. Можно, конечно, преодолеть полторы тысячи километров и «за один присест», но лишь если два водителя и/или есть серьезные форс-мажорные обстоятельства. Зачем начинать отпуск с изматывающей нагрузки и рисковать жизнью своих близких?
Ю. НЕЧЕТОВ,
редактор отдела испытаний
ДАННЫЕ О ПУТЕШЕСТВИИ
Протяженность – 4300 км (от Москвы до Абхазии – 1800 км), продолжительность – 12 дней, автомобиль – VAZ 2115, экипаж – два человека. Время поездки – май этого года.
Затраты: бензин – $300; автостоянки – $15; экскурсии – $50; питание и проживание – $300.
Итого: $665.