Экипаж

ЭКИПАЖ

СПОРТ И ТЮНИНГ

ЖУРНАЛИСТ В РОЛИ ШТУРМАНА

ЭКИПАЖ

ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР ЛЕСНИКОВ

Искусство управлять автомобилем – едва ли не самый распространенный ныне способ самоутверждения у мужчин. Проявить себя здесь можно по-разному. Проще всего поставить резину пошире, затонировать стекла, приделать огромную выхлопную трубу и носиться по городам и весям, пугая население и домашнюю птицу. Избыток амбиций при отсутствии мастерства часто заканчивается в группе разбора местной ГИБДД или у патологоанатома. Иное дело – пытаться стать первым среди равных. Такую возможность предоставляет автоспорт. Чтобы не быть голословным, ваш корреспондент занял место штурмана в раллийном экипаже.

РЕГЛАМЕНТ. Опробовать свои силы на новом поприще решили в моноклассе Кубок «Ситроен». Он проходит с прошлого года при поддержке самого производителя автомобилей этой марки, поэтому серия называется заводской. Кроме «Ситроена» в организации Кубка участвуют фирмы «Тотал», «Мишлен» и российская «У Сервис+», а календарь приурочен к самым интересным этапам чемпионата и Кубка России по ралли, причем ставки весьма высоки – победитель Кубка «Ситроен» стартует на одном из этапов аналогичной серии во Франции.

Боевую единицу у нас можно купить или взять в аренду. Гоночный сезон 7–10 гонок по меркам автоспорта обходится довольно дешево – около $50 тыс.

ТЕХНИКА. Соревнуются здесь на автомобилях «Ситроен Саксо» в версии VTS. Именно этот небольшой, крепко сбитый автомобиль послужил надежной, а главное, недорогой основой монокласса. Переделок немного: иные распредвалы и программа управления двигателя, металлокерамическое сцепление, дисковая блокировка дифференциала, усиленная подвеска. Кроме того, предусмотрены обязательные элементы безопасности: каркас, ремни, кресла и т. д.

ТРАССА. В классическом варианте ралли, как известно, начиналось как соревнование на регулярность движения, затем для динамичности его разбавили скоростными участками (СУ). Теперь им – главное внимание. На старт СУ экипажи прибывают в строго установленное время. Здесь важно не опоздать, а это порой дается нелегко: перегоны между скоростными участками – по дорогам общего пользования, где нужно соблюдать Правила дорожного движения. А вот на самих СУ можно (и нужно!) мчать во весь опор. Опасаться нечего – участки надежно перекрыты для постороннего транспорта и трижды проверены «нулевыми» экипажами, стартующими впереди лидера с интервалами в 10 минут.

«Наш» этап – карельское ралли «Белые ночи», протяженностью 380 км, включал 11 спецучастков (160 км) по гравийно-грунтовым дорогам вблизи Ладожского озера.

ПИЛОТ. Кубок «Ситроен» – соревнования высокого уровня, требующие подготовки участников. Пилотское кресло в экипаже «За рулем» (машина со стартовым номером 83) занял опытный гонщик Мартин Иванов. Спортивную карьеру он начал в 15 лет с гонок на зимнем треке. В конце девяностых Мартин уже чемпион Литвы по ралли, кольцевым и трековым гонкам, а в 2000-м – пилот экипажа команды НИИШП.

ШТУРМАН. Кое-кто из непосвященных считает, что штурман просто катается рядом с пилотом, показывая дорогу. На самом деле это далеко не так. Во-первых, на нем – дорожная книга с исчерпывающей информацией о маршруте. Во-вторых, контроль за графиком.

В-третьих, на тренировках он под диктовку пилота записывает, а в гонке читает скоростную стенограмму спецучастка. Это та самая речевка вроде: «сто пятьдесят, трамплин, сорок, левый четыре опасный!». Учитывая, что на длинных прямых скорость достигает 150 км/ч, ошибки здесь чреваты вылетом с трассы.

Поверьте, сохранять спокойствие в несущемся по трассе автомобиле, выполняя сложные штурманские обязанности, ох как непросто!

ПЕРЕД ГОНКОЙ. В столицу ралли «Белые ночи» г. Лахденпохья мы прибыли к вечеру. Механики уже развернули свое хозяйство и хлопотали у боевых «саксо». Наутро – ознакомление с трассой. Предстояло сориентироваться на местности и «прописать СУ», то есть составить скоростные стенограммы. Каждый участок разрешали проехать трижды. Сначала штурман скрупулезно записывал то, что диктовал пилот. Второй заход – уточнения и исправление ошибок. Третий – «полубоевой» режим: штурман читал, стараясь попасть в нужный ритм, а пилот пробовал выполнить его команды.

В первый день прописали лишь три СУ, на следующий – оставшиеся. Замотались изрядно, так что кое-где участок проезжали только два раза. Хорошо еще, что стартовавшее на следующий день ралли начиналось в шесть вечера. Предваряющие его административная и техническая комиссии много времени не отняли – удалось выспаться и «почистить перышки».

ГОНКА. И вот мы на старте СУ-1 «Аккахарью». Зеленый огонек на судейском табло, взревел мотор, и голос пилота в переговорном устройстве: «Поехали!» Сказал бы уже сразу: «Помчались». За время тренировок к быстрой езде я, казалось, привык. Увы, то были цветочки. Впрочем, цепенея, разглядывать несущиеся на тебя повороты некогда – пора за дело. Громким от волнения голосом читаю «молитву», пытаясь поточнее привязываться к рельефу. Финиш! Уф! Кажется, пронесло.

На втором СУ некстати пошел дождь, и кюветы быстро украсили застывшие в разных позах автомобили соперников. Один из них прочертил на грейдере такую колею, что нас по ней чуть не затянуло следом. Но пока (спасибо Мартину!) все идет как надо. Впереди длинный «прямик». Газ в пол, трамплин… Перевожу взгляд на строку ниже – черт, опоздал! Тридцать, левый четыре! То есть через тридцать метров надо повернуть почти на 90°! И хотя сбросить скорость до разумных пределов уже нереально, пилот борется до конца. Будь мотор чуть порезвее, а блокировка дифференциала чуть жестче, все бы, возможно, и обошлось. Но наш «саксик», зацепив порогом край кювета, ложится на крышу. Откуда-то сверху (или снизу?) в кабину, стуча по шлему, со страшной силой летят песок и мелкие камни. Молю бога, чтоб не попался валун покрупнее или бревно. Толчок, удар – и мы, завершив полный оборот, заваливаемся набок. Кажется, целы. Лишь немного шумит в голове да саднит ободранный локоть. Не знаю, кто бы писал эти строки, не будь ремней, шлема и каркаса безопасности… Тем временем подбежавшие зрители ставят автомобиль на колеса. Сквозь покрытое сетью трещин стекло едва видна уходящая вдаль дорога. «Стенограмму!» – кричит пилот. На него полет, видно, не произвел никакого впечатления. Мотор взревел, и через секунду придорожные столбы вновь замелькали с привычной уже частотой…

МЕХАНИКИ. В зоне сервиса нас уже ждут. Никакой телепатии – информация с трассы поступает на базу через Интернет и сотовую связь в режиме online. За отведенные 45 минут заменили стекла, восстановили работоспособность заклинившей правой двери и стеклоочистителя, заменили фары и электродвигатель охлаждения радиатора, проверили подвеску, заправили автомобиль. На обычной СТО все это заняло бы не один день.

ЗРИТЕЛИ. Ралли, на мой взгляд, куда зрелищнее «кольца». Здесь, правда, очной борьбы почти нет – экипажи чаще сражаются со временем, зато повороты в заносе и прыжки – вне конкуренции! Стоит ли удивляться, что этапы чемпионатов по ралли собирают множество зрителей. Народ разный. Неискушенных просто захватывает атмосфера праздника, ярко раскрашенные автомобили. Ценители спортивного зрелища торопятся занять места в самых интересных местах – там, где трамплины, виражи, броды и т. д. Некоторые, уподобясь гонщикам, тоже пытаются промчаться по СУ во весь опор, так что эвакуаторам приходится вытаскивать из кустов не только спортивные, но и частные автомобили. Но какое же ралли без болельщиков!

ПОДИУМ. В том ралли в Карелии до финиша добрались лишь шесть из 18 стартовавших «ситроенов». К чести производителя, сходов по техническим причинам не было. Виной их стали горячие парни – они не попадали в повороты, вылетали с трассы на прямых и застревали в болотах. На иную машину было страшно смотреть, но сработала продуманная система безопасности – экипажи отделались в основном синяками. Впрочем, на церемонии награждения об этом никто и не вспоминал. Огромная поляна на берегу озера была полна народа: проигравшие радовались не меньше победителей и все вместе пили шампанское. За что? Конечно, за наш российский автоспорт! И за скорую встречу на следующей гонке.

Подпишитесь на «За рулем» в