Такси заказывали?
С ПРИСТАВКОЙ «СПЕЦ»
Причем последний конный таксомотор сошел с линии только к окончанию Второй мировой войны. Если же говорить о моторизованных, то первенцем следует считать электромобиль «Берси». Несколько десятков таких машин разъезжали по улицам Лондона с конца XIX века. Шумные и малоэффективные электрокэбы уже спустя несколько лет спасовали перед зарождающимся классом бензиновых собратьев. Очень скоро прозорливые предприниматели смекнули, какой потенциал скрыт за автомобилем-извозчиком. И пошло-поехало: по обе стороны океана десятки фирм принялись изготавливать машины специально для такси: «Моррис», «Юник», «Чекер», «Рено», «Винчестер» и, конечно же, «Остин».
НА РОДИНЕ КЭБОВ
Практически с первых дней таксомоторы отличались от обычных легковушек. Например, «остины-FX3» сороковых годов были оборудованы гидравлическими домкратами для подъема передней или задней частей машины, что выручало водителя в случае нередких по тем временам поломок. На крыше устанавливали видимые издалека повторители указателей поворота; тогда же вошли в моду и световые табло, по которым таксомотор безошибочно опознавали в потоке.
Следующей модели FX4 было уготовано стать настоящей классикой и символом Лондона наряду с двухэтажным автобусом. «Черный Кэб» с характерным высоким кузовом позволял настоящим джентльменам входить в салон почти не нагибаясь и вольготно размещаться втроем на просторном сиденье. Причем для доставки шумных компаний были предусмотрены два дополнительных откидных места. Ради пущего комфорта пассажирские места оснащали отдельным отопителем и подсветкой, а работу водителя облегчали мощные гидравлические тормоза и рекордно малый по тем временам радиус поворота – 7,6 метра. Эта модель работала в такси почти 40 лет! Лишь в 1997 году ее господству пришел конец, когда на рынок вышла модель TX1 фирмы «Лондон таксиз интернэшнл» (LTI) – по сути, «римейк» классики.
TX1 сохранил не только классическую «осанку», но и архитектуру салона, который построен по традиционной английской схеме: водитель отделен от пассажира перегородкой, а багаж размещается рядом с ним. Впрочем, некоторые, еще недавно неоспоримые черты такси все же меняются в духе времени: на протяжении десятилетий кэбы в столице Великобритании окрашивали исключительно в черный цвет, а сегодня все чаще встречаются бордовые машины.
За традиционным обликом скрываются современные инженерные решения. Зависимые подвески уступили место независимым, а место под капотом занял дизельный двигатель «Ниссан» объемом 2,7 л и четырехступенчатый «автомат», а затем турбодизель «Форд» с системой «коммон рейл». Микроклиматом ведает кондиционер, а двери распахиваются на 90°, облегчая посадку.
ЧИСТЫЕ РУКИ
Если вам доведется побывать в Японии, то, поймав такси, не пытайтесь «ворваться» в салон – дверь открыть не удастся. Секрет в том, что японские кэбы оборудованы электрическими доводчиками обеих задних дверей, работающими по команде водителя! Трудно сказать, зачем такой «сервис» в относительно спокойной в криминальном плане стране, но факт остается фактом: выйти из машины не расплатившись вам не удастся, пока водитель опять-таки не нажмет кнопку. Любопытно, что именно в Японии появились такси, специально предназначенные для… слабого пола! Пока эксперимент проходит в префектуре Канагава близ Токио. Подтолкнули к нему результаты опроса, показавшего, что более 60% японок гораздо охотнее сели бы в машину с шофером-женщиной, особенно в позднее время.
Сам таксопарк Страны восходящего солнца на редкость разношерстен. Стандарта на окраску тоже не существует: можно встретить и черные, и сине-белые, и желтые, и красные авто. А вот водителя такси узнаете всегда – по белоснежным перчаткам…
ОПАСНАЯ РАБОТА
Высоченные небоскребы, широкие улицы и «дорожные крейсеры» – это самая автомобильная страна мира, Америка. В отличие от той же Японии, разнообразия моделей и цветов в такси здесь не увидишь. Практически все машины – это «форды-краун виктория» лимонного цвета. В Америке их зовут «желтыми кэбами». Заднюю дверь где-нибудь в Детройте вам никто распахивать не будет, как и удерживать в машине – себе дороже!
В 1967 году в США появились первые такси с пуленепробиваемым стеклом между водителем и задним диваном – пассажиры частенько попадались неспокойные… На «белые перчатки» тоже рассчитывать не приходится: в основном в такси идут иммигранты, причем более половины желающих – выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш.
Этот вид транспорта чрезвычайно популярен в мегаполисах, поскольку на парковке личного авто недолго и разориться. Больше всех в США за такси платят жители Сан-Франциско: поездка на 2,8 мили продолжительностью 4 минуты 45 секунд обходится им в 10,8 доллара, тогда как в Нью-Йорке аналогичное путешествие съедает 6,8 доллара. И не забудьте про чаевые!
С технической точки зрения «краун виктории» в желтой раскраске мало чем отличаются от серийных собратьев. Те же неубиваемые подвески, те же бензиновые двигатели объемом 4,6 л и мощностью 242 л. с., автоматические трансмиссии стойко выдерживают среднестатистический годовой пробег в 64 000 миль. Исключение составляет электронная начинка машины. Времена, когда шиком считалась радиосвязь между машиной и «базой», давно канули в Лету. В Сан-Франциско уже несколько десятков машин оборудованы мониторами с доступом в Интернет. Так что время поездки можно скоротать за проверкой почтового ящика или чтением финансовых новостей.
Для Америки, как ни для какой другой страны, актуальна система глобального позиционирования – GPS, в корне меняющая понятие о безопасности. Подобно кассиру в банке, водитель может в любой момент поднять тревогу, нажав потайную кнопку в машине или на брелоке в кармане. В следующие секунды местоположение автомобиля будет запеленговано и на подмогу отправится наряд полиции. Подобными системами оснащают такси и в Европе. Но здесь упор сделан на вызов службы спасения в случае аварии. Система TELE-AID вручную или автоматически посылает сигнал на ближайший форпост спасателей.
С СОЛЯРКОЙ В КРОВИ
В Германии традиционная марка такси – «Мерседес», который оккупировал 75% рынка: почти 40 000 немецких таксомоторов носят трехлучевую звезду. Ганс Мейснер, президент Федеральной ассоциации пассажирского транспорта, объясняет это просто: «Мерседес-Бенц» при перепродаже теряет в цене на 15–20% меньше, чем авто других марок». Как выгодно продать машину, немцы думают еще при покупке. Поэтому многие приобретают такси не традиционного желтого, а, например, белого цвета. Затем увешивают его наклейками с шашечками, которые с «отставного» авто элементарно отдираются, и перед вами обычный белый седан, например, Е-класса...
Именно Е-класс пользуется особой популярностью у таксопарков. Зачастую машина простаивает лишь пару часов в сутки – водители работают в три смены, наматывая до 70 000 км в год. В Старом Свете таксомоторами работают дизельные машины, что вполне понятно, учитывая цены на топливо. Возможно, Е200 CDI со 116-сильным мотором и не самый быстрый из «мерседесов», но для такси гораздо важнее расход – 6,2 л солярки на 100 км.
Производители стараются привлечь таксопарки самыми разными способами: например, интервал между ТО увеличивают до 30 и более тысяч километров; дают четырехлетнюю полную гарантию с даты регистрации; обеспечивают доставкой нужной запчасти 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Наконец, это может звучать фантастически, но с 1998 года «Мерседес» декларирует гарантированный срок службы узлов и кузова при правильной эксплуатации машины и должном обслуживании… 30 лет!
Все чаще речь заходит о переводе извозчиков на альтернативные виды топлива. В Лондоне работает гибридный дизель-электрический кэб совместного производства «Лондон таксиз интернэшнл» и «Ажур дайнамикс корпорейшн». По сравнению с традиционной ее силовая установка экономит 35% топлива и снижает вредные выхлопы на 90%. По обе стороны океана все большее число машин переводят на сжиженный газ.
Каким же будет такси через 5–10 лет? Попытку ответа на этот вопрос материализовала в концептуальной разработке «Кэб 2010» лондонская фирма «Рэйдио таксиз». Помимо спутниковой навигации, выдающей информацию о дорожных заторах, электроника позволяет пассажиру связаться с банком и оплатить счет за поездку, приложив палец к сканеру. Водитель сможет глотнуть чаю, не отрываясь от дороги – для этого предусмотрен «поильный» аппарат; бока машины украшают электронные рекламные щиты, а логотип такси на крыше – голографический. Фантастика? Кто знает, кто знает…
ИЗ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ТАКСИ
К 1912 году в Санкт-Петербурге и Москве насчитывалось 328 таксомоторов марки «Лаурин-Клемент» и 225 – НАГ, с 1925 года таксопарки пополнили больше сотни «рено-KG». В 1940-м в Москве работало три таксомоторных парка.
Отличительная черта советских такси – зеленый огонек, просуществовавший до середины 80-х и вновь возрождающийся. А появился он в 1949 году. Примерно тогда же водителям выдали «униформу» – кожаные кепки с литерой «Т».
К началу 90-х по Первопрестольной бегало около 17 000 «официальных» такси – это были «волги» GAZ 24, а позже и 31029. Сегодня в такси трудится GAZ 3110, но постепенно набирают обороты другие машины российской сборки – например, «Ситроен Берлинго» и «Хёндэ Акцент».