ГАЗ-3120 «КОМБАТ». Офицер запаса
Машина, разработанная в 1995 году, должна была дополнить производственную программу завода «снизу» – в нише техники грузоподъемностью 800–1000 кг. Тогда дальше пилотной партии дело не пошло.
Главным результатом этой работы стало рождение концепции трансформируемой универсальной платформы. Она предусматривала сварную лонжеронную раму, полноприводную трансмиссию с постоянным приводом, межосевой блокируемый дифференциал, раздаточную коробку с понижающей передачей, прочные мосты на продольных кованых рычагах, пружинную подвеску, компактный ступичный узел с дисковым тормозом и ШРУСом спереди и унифицированный с «Соболем» тормозной механизм сзади. Позже сюда добавили компактную раздаточную коробку с планетарным редуктором и многорядной бесшумной цепью Морзе.
На этой платформе довольно легко варьировать компоновочные и технические параметры автомобиля. На ГАЗе такой любопытный проект реализовали в 2000 году. Тогда всего за пять месяцев разработали и изготовили прототип джипа «Комбат». На МИМС-2000 он пользовался неизменным успехом у посетителей.
В том же году на ОАО «ГАЗ» началась крупная реорганизация. Ряд направлений, в том числе и по тематике «Атаман», увы, свернули. Но вскоре проект вновь оказался востребован.
«Комбат» образца 2004 года внешне напоминает до сих пор любимый в народе «газик» ГАЗ-69. Самая стилистически близкая версия – с открытым двухдверным кузовом и съемным тентом. Кроме нее существуют вариант с жестким пластиковым верхом и цельнометаллическим трехдверным кузовом.
Но в отличие от славного предка, «Комбат» – вполне современный быстроходный и комфортабельный автомобиль. Судите сами: просторный трансформируемый пятиместный салон, уютный и элегантный интерьер, энергоемкая ходовая часть на мощной раме – залог прочности и долговечности машины. Длинноходные подвески колес вкупе с постоянным полным приводом придают уверенности на бездорожье, а рулевое управление с гидроусилителем и мощные тормозные механизмы гарантируют высокую активную безопасность.
Семейство двигателей пока не сформировано, но, помимо бензиновых и дизельных «четверок», предусмотрена установка более мощных пяти- и шестицилиндровых моторов. Объединенная с КП раздаточная коробка имеет понижающую передачу, межосевой дифференциал и устройство его блокировки. Благодаря уже упомянутой приводной цепи сложный многовальный агрегат на ходу меньше шумит и почти не вибрирует.
По желанию покупателя вездеход будут оснащать электролебедкой, буксирным устройством для прицепа, аудиосистемой, кондиционером и т. д. Правда, пока подобные заказы завод не принимает – ведь автомобиль только предстоит освоить в производстве. Будем надеяться, обещанного придется ждать меньше трех лет.
ФОТО: ОАО «ГАЗ»