Овал шестерни
ТЕХНИКА
НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ
ОВАЛ ШЕСТЕРНИ
Премию за лучшее новшество года на прошедшей во Франкфурте выставке «Автомеханика-2004» получили фирмы «КонтиТех» (ContiTech) и «Литенс Отомотив Груп» (Litens Automotive Group), придумавшие… овальную шестеренку. Речь идет о ременном приводе распредвалов, потеснившем сегодня цепную передачу. Гибкий зубчатый ремень всем хорош, еще увеличить бы срок его службы, чтобы вовсе исключить замену из перечня сервисных работ.
Исследования показали, что причина преждевременного износа ремня – колебания, вызванные неравномерным сопротивлением распредвала. Когда кулачок начинает открывать клапан, усилие на ремне возрастает. Для компенсации рывков неплохо бы в этот момент «притормозить» коленчатый вал, что, увы, нереально. Зато можно замедлить движение зубьев ведущего шкива, если сделать его… овальным. Такой «умный» шкив «Смарт Спрокет» (Smart Sprocket) и запатентовала фирма «Литенс».
Результаты превзошли ожидания: усилия на ремне снизились на 40%! Появилась возможность либо сделать его на 1/3 у'же, либо, при той же ширине, «вечным». Разумеется, овальный шкив потребовал изменить и конструкцию натяжного устройства, и строение самого зубчатого ремня. Этим уже занимались разработчики «КонтиТех».
Премьера нового привода кулачковых валов состоится под капотом «Ауди» на двигателях TFSI (турбонаддув+непосредственный впрыск бензина). Такие моторы должны выполнить нормы Евро IV и Евро V, а их ременная передача станет необслуживаемой.