Резиновый интеллект
ТЕХНИКА
НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ
РЕЗИНОВЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
На выставке грузовых автомобилей в Ганновере фирма «Сименс VDO» показала интеллектуальную систему контроля шин Tire-IQ-System. Хотя основное предназначение устройства – контроль давления воздуха, возможности его значительно шире. Начнем, однако, именно с давления. Подобные системы становятся обычными в автомобилях. Но TIQS стоит среди них особняком. Здесь датчик никак не связан с вентилем, а заварен в резину покрышки. Скорее даже «зажарен» – ведь температура вулканизации достигает 185°С при давлении 28 бар! Тем не менее, тонкое электронное устройство выдерживает эти адские условия в течение получаса. Далее, в датчике нет источника питания, необходимая энергия наводится индуктивным методом (примерно как в трансформаторе) через приемно-передающую антенну. Это всего-навсего проволочка, заложенная в том же слое резины по окружности колеса. В результате вращение колес никак не сказывается на процессе обмена информацией с установленным вблизи колеса приемо-передатчиком.
Теперь о других возможностях системы. Поскольку датчик навсегда связан с шиной, он не только передает бортовому компьютеру данные о типе, размерности и дате изготовления покрышки, но и запоминает такие подробности, как пробег, перестановки колес и т. п. В итоге водитель загодя узнает об окончании ресурса, а если колесо окажется вдруг на другом автомобиле, оно не будет ошибочно принято за новое и отсчет пробега просто продолжится.
Само собой, вся эта система применима и на легковом автомобиле – с грузовиков начали потому, что для магистральных перевозок с их огромными пробегами и бесчисленными колесами на автопоезде она актуальнее.