Понятие растяжимое
ТЕХНИКА
КОНСТРУКЦИЯ: УДЛИНЕННЫЙ МИКРОАВТОБУС
ПОНЯТИЕ РАСТЯЖИМОЕ
АНАТОЛИЙ ФОМИН. ФОТО АВТОРА
«ГАЗ считает недопустимым переоборудование автомобиля без согласования с заводом».
Олег Филимонов, главный конструктор грузовых автомобилей – заместитель главного конструктора ОАО «ГАЗ».
Вы тоже наверняка видели эти машины – необычно длинные пассажирские «газели». Узнать об их происхождении было любопытно, но не слишком просто. Интернет оказался бессилен, да и рекламы практически нет.
Собственное расследование показало, что можно найти как минимум две разновидности автомобилей с индексами АТС-3287-0000010 и АТС-3274-0000010. Конечный результат детективной деятельности оказался удачным: удалось выяснить, что 20-местные АТС-3287 производил «Завод автомототехники малых серий». Именно производил – до февраля 2004 года. На контакт его представители не пошли. Впрочем, по документам (а на них удалось-таки взглянуть) все в порядке – в свидетельстве о регистрации четко указаны индекс и характеристики: 20 пассажиров и 4110 кг полной массы.
ЧТО СКАЗАЛ КОНСТРУКТОР?
Несколько месяцев назад в разговоре с главным конструктором грузовых автомобилей ОАО «ГАЗ» Олегом Филимоновым автор задавал вопрос о происхождении 20-местных машин и возможности создания в семействе «газелей» модификаций с увеличенной грузоподъемностью. Ответ последовал категорически отрицательный: размерность узлов не рассчитана на тяжелые версии – полная масса не должна превышать 3500 кг! По словам главного, непременно возникнут проблемы с тормозами и управляемостью, а возможно, и с рулевым управлением. Звучит пугающе. Значит, никаких двухтонных грузовиков и 20-местных автобусов?
Действительно, увеличение полной массы на 600 кг не может пройти бесследно. Особенно для передней подвески, на которую придется 1540 кг вместо расчетных 1240 кг. Тут даже шины нужны другие. Впрочем, это как раз наименьшая из проблем – покрышки размерностью 185/75R16C с нагрузочным индексом 104 производят в России в изобилии. Нельзя ставить лишь прежнюю, узкую резину 175R16С с индексом 98.
Как тут не вспомнить показанную на МИМС-2004 длинную «Газель», изготовленную непосредственно на заводе! Но это – не более чем концепт, по словам нижегородцев, так что никакого противоречия нет.
Если первый этап расследования не слишком удался, то вторая ниточка потянулась неожиданно легко – машины с индексом 3274 в Нижнем Новгороде выпускал официальный дилер ГАЗа «Автосервис Центр». Его 20-местные машины узнаваемы по распашной боковой двери (на других автобусах она стандартная, сдвижная). Всего таких изготовлено 35. В настоящее время «Автосервис Центр» производит только 12-местный вариант длинной «Газели». Производство 17- и 20-местных машин прекращено, хотя «Одобрение типа» за номером 00013607 на них имеется. Причина понятна: с июня вступили в действие новые требования. Автобусы для маршрутных перевозок должны оснащаться антиблокировочной системой тормозов, а ее ставят только на маршрутки. Длиннобазные машины делали из грузовых фургонов ГАЗ-2705, которые ABS не оснащаются. Кроме того, 20- и 17-местные машины выходят за 3,5-тонное ограничение полной массы.
Удлиненный автобус на 12 пассажиров вполне вписывается в заводские требования. С ним и познакомимся.
РАСТЯНИ МЕХА, ГАРМОШКА!
В салоне дюжина пассажирских кресел с регулируемыми спинками, подголовниками и подлокотниками от 6-местного «Соболя». В ширину их умещается только три, а с проходом – два, так что дополнительные 1260 мм длины пришлось использовать по полной программе, чтобы установить пять рядов. На каждом кресле есть ремни безопасности, благо установка их не вызывает сложностей – подходят штатные места крепления. Еще одна особенность – электропривод сдвижной двери. Теперь ее открывает водитель и закрывает нажатием кнопки.
Разница в динамике разгона по сравнению с обычной «Газелью» едва ощутима, как и изменение плавности хода незагруженной машины. Маневренность, конечно, снизилась, поскольку при колесной базе 4160 мм против стандартных 2900 и неизменных углах поворота колес увеличение радиуса поворота примерно на 40% вытекает из простейшей геометрической задачи.
Удлинение базы именно на 1260 мм объясняется просто: такова длина одной секции кузова. К слову, бортовые варианты «газелей» удлиняют только на 900 мм. Технологический процесс несложен: поступающий в «Автосервис Центр» фургон разбирают и снимают с рамы. После этого рама идет в соседний цех, где ее разрезают и удлиняют, а распиленный поперек кузов устанавливают на стапель для сборки. Пока рядом сваривают новые панели пола и потолка с каркасом, идет работа над рамой. «Автосервис Центр» заказывает специальный профиль, размеры и прочность которого соответствуют материалу исходной рамы. Результаты более чем годичной эксплуатации 20-местных машин не выявили серьезных дефектов, но средний срок переборки передней подвески сократился со 120 до 70 тысяч километров.
ЗАПИСКИ ПОСТОРОННЕГО
Что ни говори, а длинная машина – своего рода заявка на большее число мест, на большую массу и т.д. Если нельзя, но очень хочется, то можно – гласит народная присказка. Увы, для официальных документов такая формулировка недопустима. Есть разные точки зрения – ГАЗ придерживается осторожной и консервативной позиции, и это понятно. Кто лучше него знает собственное детище, его возможности и резервы?
В то же время в силу вполне понятных технологических причин ГАЗ не может оперативно и гибко создавать сотни модификаций своего автомобиля, заполняя самые мелкие сегменты рынка. Спрос на 17- и 20-местную «Газель» есть, это очевидно. Причем основным ее применением наверняка станут пригородные и городские (маршрутные) перевозки.
Так можно или нельзя? Сегодня ответ однозначен – сертификация нового транспортного средства, изготовленного на базе серийного автомобиля, невозможна без одобрения завода-изготовителя.
Правильно ли это? Мнение автора – нет. Если модифицированный сторонней фирмой автомобиль не отвечает заводским ТУ, но укладывается в сертификационные требования, преград для выпуска быть не должно. Только при таком положении дел завод вправе снять с себя ответственность за проблемы с «тюнинговыми» машинами. А вот за чем он действительно должен следить – чтобы модифицированные без его согласия машины не носили заводскую эмблему (а в нашем случае – не назывались «Газелью», пусть и удлиненной). Но это проблемы юристов, а не инженеров…
P.S. Детективный запал не пропал даром: задавшись целью выяснить, можно ли приобрести пассажирскую «Газель» с документированной полной массой 4110 кг (!), легко нашли новый автомобиль за 420 тыс. рублей. Правда, сертифицирован он как просто «автобус», а не «автобус для маршрутных перевозок». Но это уже другая тема….