Автопарк россии: вперед, в будущее!

АВТОПАРК РОССИИ: ВПЕРЕД, В БУДУЩЕЕ!

СТАТИСТИКА

К сожалению, пока осталась неосуществленной идея показать структуру всего «иностранного» парка России не только по маркам, но и по моделям. Если фаворитов среди отечественных автомобилей определить еще можно (первые места делят между собой VAZ 2101 и VAZ 2106), то с иномарками все гораздо сложнее.

Сумятицу в стройную картину внесли «праворукие» автомобили из Японии, которые сегодня составляют около 28% всех зарубежных. В Стране восходящего солнца существовала (и существует поныне) очень сложная, запутанная система маркировки: одна и та же модель могла в разные годы (а то и одновременно) носить совершенно разные имена. Полных каталогов соответствия на русском языке, насколько мы знаем, не существует, поэтому пока невозможно подсчитать, скажем, сколько всего по нашим дорогам бегает автомобилей «Тойота Королла». Под таким именем она выпускалась для европейского и американского рынка, а на внутреннем и азиатском могла быть и «Короллой», и «Терселом», и «Спринтером» (у этих моделей минимальные отличия), «Карибом» (универсал), а то и вовсе «Алтисом». На рынках других стран она тоже появлялась под самыми разными псевдонимами – тут и «Алтис», и «Тазз», и «Призм»…

И это только одна модель (сейчас, к примеру, у «Тойоты» на конвейерах их 57, а сколько было?), но ведь есть еще и «Ниссан», и «Мицубиси», и другие… В разное время разными путями они попали в Россию, осели в разных ее уголках и были записаны в регистрационных отделах ГИБДД как бог на душу положит. Помните, даже в «образованной» столице на учете стоят 100 автомобилей с записью в техпаспорте «иномарка» (еще у 30 записано «самодельная иномарка»!) – что уж говорить о глухой провинции… Результат – в далеко не самой «автомобилизированной» Республике Коми 150 тысяч автомобилей, состоящих на учете, представляют 720 моделей, а в Краснодарском крае (на учете 977 тысяч) их уже 1230! Разобраться в этом море, как-то систематизировать модели ни нам, сотрудникам журнала, ни компьютеру пока не под силу. Что же – в планах редакции следующий выпуск сборника «Россия за рулем», где мы надеемся дать более полную и подробную картину автомобильной жизни страны. Ну а пока предлагаем вашему вниманию «рейтинг популярности» отдельных моделей в некоторых регионах европейской части России – не самых бедных, не самых богатых, но – разных.

В трех из четырех регионов первую десятку составили только отечественные автомобили. Причем во всех на первом месте – «шестерка» VAZ 2106, на втором – «копейка» VAZ 2101 (снята с производства 20 лет тому назад!), далее в разной последовательности «запорожцы» ZAZ 968, «четыреста двенадцатый» и «сороковой» «москвичи»… Говорить о популярности иномарок в этих регионах пока не приходится: в Коми только на 29-м месте появляется «Audi 100» (0,7% парка), в Краснодарском крае на 28-м – «Фольксваген Пассат» (0,5%), он же в Астраханской области 35-й (0,4%). И только в самой западной – Калининградской области иномарки «правят бал», но и там в десятке лидеров все те же «копейка», «Запорожец» и «Moskvich 2140». Да и заграничные машины молодостью, судя по всему, не блещут: пять из семи моделей уж лет 10 как сняли с производства в Германии, да и остальные две вряд ли представляют последнее поколение. А стоит углубиться в список чуть дальше, видно: в автопарке «западноевропейской» Калининградской области ЗАЗ-966 чуть больше, чем «народных» «фольксвагенов-поло» (583 и 582 соответственно). Вот такая мы Европа…

В Северо-Западном округе иномарки составляют 37% автопарка, а в Южном – всего 16% (в среднем по РФ – 19%). С одной стороны, сравнивать их не совсем корректно. Но с другой – количество иностранных автомобилей различается не слишком сильно (850 и 520 тыс.), а по возрасту они и вовсе близки. И в Северо-Западном, и в Южном округе в прошлом году добавилось лишь по 3% совсем новых автомобилей, а старые (старше 7 лет) составляют три четверти – 76% парка. На Северо-Западе автомобилей до трех лет 9%, от 3 до 7 – 15%, на Юге – 10 и 14% соответственно. Так что куда ни кинь взгляд – Родина у нас одна… Отрадно то, что жизненный уровень пусть медленно, но все-таки повышается, а значит, автопарк растет (быстро) и молодеет (пока медленно).

Основания для такого оптимизма есть. Во-первых, доходы населения мало-помалу растут, если автопарк ежегодно пополняется почти миллионом легковых автомобилей (в 2003-м – на 869 675 штук, и это с учетом выбывших!). По прогнозам аналитиков, к 2010 году в стране будет 31–32 млн. автомобилей (сейчас, напомню, 23,3 млн.). Это предполагает ежегодный прирост в 5%. Только за счет роста доходов такого не достичь (разве что нефть будет по 100 долл. за баррель – тьфу-тьфу-тьфу!), поэтому – во вторых – все больше автомобилей продается в кредит. К сожалению, и тут точных цифр и серьезной аналитики не так много: существующие оценки объема таких продаж расходятся в 2–3 раза! К примеру, по одним данным, каждый второй ВАЗ продается в кредит, а к концу 2004 года объемы кредитования покупателей могут достичь уже 70%. По другим данным, этот уровень в 2003 году оценивался в 15–20% от общего количества. Учитывая прирост продаж в кредит в 2004 году на 50–70%, можно смело говорить о том, что в 2005-м таким образом будет продаваться 25–35% автомобилей. До США, где в кредит покупают 95% автомобилей, нам еще, конечно, далеко, но тенденция очевидна.

Причем в дальнейшем парк станет пополняться главным образом новыми иномарками. К примеру, в прошлом году их продажи выросли на 93,7% по сравнению с 2002-м! И в этом году предполагается рост на 65–80%; продажи вплотную приблизятся к отметке 400 тыс. штук. При этом доля иномарок, произведенных в России, должна увеличиться в общем объеме реализации с 25 до 32%.

Меняется наш рынок и в ценовом аспекте. Самыми высокими темпами растут продажи в секторе от 10 до 15 тыс. долл. (в первую очередь по кредитным схемам) – в 2,7 раза всего за год! В два раза больше за год россияне выложили в 2003 году за дорогие автомобили (свыше 50 тыс. долл.). Это если считать по сумме затраченных средств, а вот по количеству проданных автомобилей лидируют, естественно, недорогие иномарки (10–13 тыс.), собранные в Корее и России. Вместе с новыми отечественными автомобилями (ценой 6–9 тыс. долл.) они и составят основу российского парка в ближайшие пять лет.

Подпишитесь на «За рулем» в