Дыхание цунами

ДЫХАНИЕ ЦУНАМИ

ДЛЯ ВАШЕЙ МАШИНЫ

Самое серьезное заблуждение, касающееся сабвуферов – это отрицать их необходимость как таковых. Дескать, здоровенный ящик, да и в машине занимает немало места… Может, обойтись без него? Нет, обычный динамик, даже самый прогрессивный и дорогостоящий, не в состоянии развить высокое звуковое давление в низкочастотной области.

А каким должен быть сабвуфер, он же – саб? Большим, маленьким, может быть – средним? И вообще, на что он должен быть похож: на шкаф, на ящик, на большую трубу или пирамиду? А может, достаточно лишь того, что в багажнике будет валяться одинокий динамик с огромным диффузором? Это – очень важный вопрос: с тем, каким должен быть сабвуфер, где он будет размещен и как ему предстоит работать, необходимо определиться до его приобретения, но никак не после.

По большому счету, всю сабвуферную «технику» можно разбить на два вида – встроенная и накладная. В последнем случае сабвуферы продают уже в готовом корпусе – все эти «модули» и «коробки» просто поселяются в багажнике. Скажем сразу: такие изделия проще, но отнюдь не лучше! На практике в 99% случаев сабвуферу нужен свой, оригинальный корпус.

Встроенная техника обладает всеми преимуществами над покупной. Она адаптирована к кузову конкретного автомобиля и выглядит как логичное продолжение его интерьера. Ее нельзя просто вытащить (читай – украсть) из багажника и унести с собой. При этом такой саб, как правило, располагается в неиспользуемой части кузова автомобиля, а значит, не занимает полезного пространства. Само собой, сабвуферу, изготовленному на заказ, подбирается требуемый объем под музыкальные пристрастия клиента. Наконец, в стиле оформления встроенного корпуса можно оформить и другие компоненты аудиосистемы: усилители, конденсаторы, дистрибьюторы, что при умелом и изобретательном подходе может превратить автомобиль в произведение искусства. Недостаток же в общем-то один – немалая стоимость…

Кроме выбора типа сабвуфера, следует уделить внимание их количеству. Салон автомобиля бизнес- или представительского класса, как правило, достаточно велик, и один 25-сантиметровый или даже 30-сантиметровый сабвуфер не в состоянии качественно «прокачать» большое внутреннее пространство. Решение очевидно: установить два сабвуфера или более.

Существует еще один очень интересный способ установки низкочастотных динамиков – в «свободное пространство»: такой тип установки еще называется «Фри-Эар» (Free-Air). В этом случае объемом для саба станет весь багажник, герметично отделенный от салонного пространства мощной полкой. Установка Free-Air – наиболее сложный из вариантов, так как требует дополнительного усиления задней полки, полной шумоизоляции и герметизации багажника. Однако при этом съедается меньше места – кроме того, динамик, установленный в заднюю полку, «отыграет» более низкий бас.

Месторасположение сабвуфера может быть разным и зависит от конкретного типа кузова автомобиля – это тема отдельного разговора. Звуковое давление в подобных инсталляциях сопоставимо с сильнейшим сквозняком – бас ощущаешь всем телом, даже волосы на затылке шевелятся! Создается ощущение мощнейших пульсирующих воздушных потоков внутри автомобиля. Однако уши не испытывают при этом перегрузки, какая появляется при прослушивании звука на меньшей громкости, но с большими искажениями. Следует также знать, что при построении звуковых систем, развивающих высокий уровень звукового давления, весь автомобиль необходимо подвергнуть обработке шумоизоляционным материалом, включая крышу.

Какой фирме отдать предпочтение? Лучшие НЧ-головки делают всемирно известные лидеры – такие, как «Рокфорд Фосгэйт» (Rockford Fosgate), «Хайфоникс» (Hi-Fonics), «Феникс Гоулд» (Phoenix Gold), «Эм-Тэ-Экс» (МТХ). К выбору конкретной марки и модели стоит подойти тщательно и щепетильно – без совета установщика здесь не обойтись. Он напомнит, что Rockford Fosgate выпускает большую гамму сабвуферов, пригодных для работы в закрытом ящике, а HiFonics, в свою очередь, делает очень приличные головки для работы в свободном пространстве. Если объемы «поджимают», то вполне подойдут сабвуферы от Phoenix Gold – их можно располагать в очень маленьких «помещениях». А «Эм-Тэ-Экс» ставят практически куда угодно – и в соревнованиях с ними поучаствовать, и для личных целей – кому что. Что касается цены… Готовый покупной сабвуфер можно приобрести за 150–200 долларов, Free-Air начинаются от 150, анатомические сабы – от 200 долларов… Верхний предел, понятное дело, не обозначен, хотя реально можно говорить о суммах 1500–2000 долларов...

Стоят ли того «цунами» в салоне? Надо послушать…

АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ

Подпишитесь на «За рулем» в