Знаки препинания
РЕЙД
Достаточно проехать пару-тройку сотен километров по родным просторам, как становится понятным, что все дорожные знаки и указатели можно классифицировать не только по ПДД, СНИПам и ГОСТам. Ну а мы отмахали гораздо больше – от Москвы до Волгограда, далее через Элисту, Ставрополь, Ростов – и домой. Именно из южных регионов чаще всего пишут обо всяких дорожных несуразицах. Вот своеобразный хит-парад, составленный после того, как пробег редакционного автомобиля увеличился почти на пять тысяч километров. Итак, на первом месте знаки, которые мы объединили в категорию «Былое и думы». Установили их лет …надцать назад, да и забыли. Второе место за категорией «А нам все равно». Это те, что гаишники любят «лепить» в нарушении всех Правил дорожного движения (которые они вообще-то призваны свято защищать от поругания и проч.). Наконец, третья категория, самая веселая – «Кин-дза-дза». Это когда теоретически вы находитесь в России, а практически – нет.
Начнем с первой номинации – «Былое и думы». Тут главные кандидаты на «Гран-при» – дорожники Ставрополья. Знаки, которые они установили, так и называются – предупреждающие. И призваны они, в соответствии с ГОСТом, информировать «о характере опасности и расположении опасного участка дороги, движение по которому требует принять меры, соответствующие обстановке». Но ведь предупреждение, как и любая информация, полезно, только когда оно к месту. А тут водителей предупреждают, что участок дороги… время от времени будут ремонтировать! Действительно, чего знаки туда-сюда таскать, если ремонт когда-то все-таки придется начинать? А пока, естественно, ни до, ни после знака никаких следов дорожных работ не обнаружили. Но более всего изумил знак с надписью «ГИБДД», установленный в чистом поле. Логика тех, кто его устанавливал, видимо, такая: все водители обязаны знать и помнить, что ГИБДД существует и бдит. Будь бдителен и ты, шофер! Без колебаний – первый приз.
Порадовали и калмыцкие дорожники – самобытным творчеством с элементами национального колорита. Мало того, что на прямых, как стрела, дорогах они любят рисовать двойную «сплошную», запрещая обгон. А вдруг выясняется, что прямая дорога – она совсем не прямая, а круто поворачивает налево. И куда в такой ситуации податься водителю – ехать налево, в степь, куда должна сворачивать трасса (но почему-то не сворачивает!), или прямо, куда реально ведет шоссе, которого нет? В общем, без пиалы доброго кумыса никак в этих восточных хитросплетениях не разобраться!
ОДИН В ПОЛЕ…
Теперь о второй категории. Остап Бендер, применяя на практике свои 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения, в некоторых случаях использовал милицейскую фуражку с гербом города Киева. Это было его тайное оружие, его личный 401-й способ! Последователей комбинатора и ныне немало, но у них в арсенале – дорожные знаки. Чего проще – поставил в чистом поле знак «населенный пункт» и только успевай штрафовать каждого превысившего скорость! Взять, к примеру, город Воронеж. Красивый, в последние годы он активно строится. И хотя ГОСТ позволяет устанавливать знаки, обозначающие населенный пункт, только на фактической границе застройки, в этом славном городе их вынесли за добрый километр. Наверняка город когда-то шагнет и сюда, а пока стражи дорожного порядка стоят в чистом поле (но за знаком 5.22!), активно пополняя местный бюджет (в широком смысле этого слова).
А уж сколько мы писали про знак 2.5, так любимый нашей ГАИ! Знак «стоп» пора занести в российскую Книгу Гиннесса как самый «цитируемый» в стране. И хотя в ПДД четко прописано, что нельзя его устанавливать на постах ГИБДД (только за пределами дороги, кроме специально оговоренных случаев), но ведь по-прежнему ставят и ставят! Даже во время недавней «прямой линии», устроенной журналом с руководством ГУ ГИБДД, его начальник В. Кирьянов специально подчеркнул, что «принимаются меры по фактам необоснованно вводимых ограничений движения, в том числе временных, в зонах ответственности стационарных постов ДПС». Принимаются, говорите? В суверенной Калмыкии что ни пост – так перед ним обязательно знак «стоп» красуется. Еще один «Гран-при» – за упорство в достижении цели!
ЧТО ДЕЛАТЬ?
За неделю путешествия по стране мы пришли к неутешительному выводу. Видимо, «из принципа» на наших дорогах знаки ставят и разметку рисуют не как положено, а как вздумается. Здесь самое время вспомнить о нашей третьей номинации: вне конкуренции – наши национальные республики, где понятие «суверенитет» распространяется даже на дорожные знаки! В Калмыкии, к примеру, почти все дорожные указатели написаны на родном языке президента Илюмжинова. Он, конечно, их прочитать сможет, но рядовой российский водитель… Едешь по дороге и пытаешься на ходу прочесть название то ли населенного пункта, то ли речки, то ли еще чего… Нет, мы вовсе не против того, чтобы названия писались на местном языке, но ведь они обязательно должны дублироваться по-русски! Об этом, кстати, и ГОСТ говорит… Приз в номинации «Кин-дза-дза» – за калмыцкими дорожниками.
К ГРАЖДАНАМ РОССИИ
Описывать дорожные несуразицы можно долго, но есть ведь и способы борьбы с ними. Стоит проявить гражданскую сознательность и не просто посмеяться, проехав мимо неправильно установленного дорожного знака, а записать его точное расположение и письменно известить областную или краевую ГИБДД. Так, мол, и так: обнаружил нарушение, прошу разобраться и сообщить. Опыт показал: это простой и довольно эффективный метод. Мы же просим считать этот материал официальным обращением редакции в ГУ ГИБДД: разберитесь, пожалуйста, что творится на «южном маршруте»!
А сколько аварий и ненужных конфликтов произошло из-за того, что кто-то забыл убрать знак. Мало того, что объективно лишние (и необоснованные!) ограничения доставляют неудобства водителям, они еще и крайне опасны. Водитель ни секунды не должен сомневаться, правильно или нет установлен тот или иной знак, а лишь четко выполнять его требование. А когда бессмысленных знаков становится слишком много, большинство водителей перестают обращать на них внимание. И если – не дай бог! – за знаком действительно таится угроза, кто-то может ее не заметить…
Комментарий начальника ГУ ГИБДД МВД РФ В. Н. КИРЬЯНОВА
Сотрудники ГИБДД не имеют права самостоятельно устанавливать дорожные знаки, за исключением случаев, когда движению транспортных средств угрожает опасность (ограничение движения в зимний период на отдельных участках дорог, форс-мажорные обстоятельства).
Установка дорожных знаков отнесена к компетенции органов, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В случае необходимости Госавтоинспекцией выдается техническое задание или предписание на установку дорожных знаков. В 2001 и 2003 гг. ГИБДД совместно с заинтересованными ведомствами и организациями проводилось всероссийское профилактическое мероприятие «Контроль – дорожный знак!», основной целью которого была установка недостающих или демонтаж неправильно установленных дорожных знаков. Были организованы телефоны «горячей линии», по которым все граждане могли сообщить о тех или иных недостатках в организации дорожного движения. В рамках этого мероприятия только в 2003 году по предписаниям ГИБДД осуществлена замена свыше 47 тыс. и установка 23 тыс. новых дорожных знаков. Демонтировано 9,4 тыс. запрещающих знаков, в том числе вводящих ограничение скоростного режима. Такую работу мы будем продолжать и в дальнейшем.
ФОТО АВТОРОВ