Место работы – перекресток
ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА
Дети, перебегающие проезжую часть, играющие вблизи дорог, непристегнутые в машине – это наша основная головная боль. Считается, что опасность для ребятишек – когда они выходят на улицу. И да, и нет. Ведь вы посмотрите: родители сажают на переднее сиденье чуть ли не младенцев, не пристегивают их... К этому как относиться? Сегодня основной инструмент профилактики – Административный кодекс. Оштрафуешь родителя на полсотни за то, что ребенка не пристегнул – так ведь иные возмущаются, скандалят: мол, чадо мое, как хочу, так и вожу. Вот где дикость! Достаточно резкого торможения – и все, у ребенка тяжелая травма. Ведь он легенький, косточки хрупкие…
В прошлом году произошло 25 тыс. ДТП с участием детей, погиб 1561 ребенок. Так вот, почти половина погибла не по своей вине (ну бывает, выбежал мальчишка на проезжую часть за мячиком – и все…), а по вине взрослых! Я сам, когда работал инспектором ДПС, помню, остановил «крутого», который пер нагло на пешеходов, и говорю: «Парень, ты же сам наверняка отец! Представь, что и твоих детей сейчас кто-то бампером таранит…» Но ведь не может инспектор подойти к каждому водителю, воззвать к его совести. Есть же Правила дорожного движения: нарушил – штраф, и точка. На охрану детей должны работать четко две системы: профилактики и принуждения. Кроме того, мало работаем над обустройством дорожной инфраструктуры, особенно вблизи школ, детских садов и поликлиник.
Каждый год в канун 1 сентября ГИБДД проводит рейд «Осторожно, дети!». В эти дни инспекторы ведут занятия в школах, на улицах появляются плакаты, призывающие водителей быть особенно внимательными по отношению к маленьким пешеходам… А потом плакаты снимают (больших денег стоят!) до следующего сезона, уроки по безопасности движения тоже забываются. А кривая дорожно-транспортных происшествий – она не зависит от графиков проведения нечастых пропагандистских кампаний, она знай себе прет вверх, за ростом российского автопарка…
Две главы материала в этом номере – будто две стороны одной медали. При всей несхожести их объединяет общая тема, общая боль о наших детях, о безопасности которых на дорогах мы в повседневной суете редко задумываемся. А то и сами подвергаем их риску – часто ли вы пристегиваете ремнями свое любимое чадо? Запрещаете сидеть на переднем сиденье? Объясняли, как надо переходить улицу? Вспомните…
…Какие-то юные вандалы с корнем вырвали на моей машине правое зеркало, хотя она никому не мешала. «Вот, пионеры такие-сякие, – бурчал я, сдавая машину на сервис. – Нельзя автомобиль во дворе на полчаса оставить!» Но мой праведный гнев остудил мастер: «Что вы ругаетесь, это ведь наши дети! Мы их такими сделали, мы, взрослые, за них отвечаем!»
«ЦВЕТЫ» НА АСФАЛЬТЕ
Изо дня в день на шумных столичных перекрестках наблюдаю одну и ту же картину: среди рычащих автомобилей снуют дети, совсем маленькие и постарше. Они стучатся в окна, предлагая цветы, рекламные буклеты и наклейки, часы – да просто клянчат милостыню. Они – на работе. Одни распространяют рекламную продукцию, чтобы заработать «карманные» деньги, для других дорога – единственное место, где удается добыть хоть что-то себе на еду. Подобные картинки давно перестали быть чисто московскими; их можно увидеть в любом российском городе, на оживленной автостраде... Мы не ставим целью разобраться в том, почему дети оказались на улицах и кто в этом виноват. Мы лишь попытались выяснить, что делают здесь «цветы жизни», а ныне – маленькие участники дорожного движения. Как они себя чувствуют?
…На первом же перекрестке буквально натыкаюсь на двух девушек, одетых в элегантные фирменные кепочки и курточки. Два желтеньких «цыпленочка» в клубах сизого дыма с акробатической ловкостью протискиваются между машинами, раздавая рекламные листовки. Пока стою на светофоре, пытаюсь познакомиться, попутно расспрашивая о трудовых успехах: много ли можно заработать, уворачиваясь от машин? «Нормально! – уверяют Полина и ее напарница Татьяна. – Двести пятьдесят рублей за четыре часа. На оживленные перекрестки нас привозят в часы пик, утром или вечером, задача – раздать как можно больше листовок. Народ разный – кто-то познакомиться норовит, а кто-то и «посылает». Но нам нравится, да и прибавка к стипендии неплохая!» Я не успеваю спросить, где же учатся эти ловкие промоутеры (так их профессия называется во всем мире), как вдруг рядом (буквально из-под земли) вырастает девушка чуть старше. Но если судить по строгому взгляду – начальница Полины и Татьяны. «Почему так мало листовок раздали? Почему вяло двигаетесь?» Подождав, пока строгая начальница остынет, я робко попытался защитить девушек, вникая в местную «кухню».
– Вы не ругайте девушек, они хорошо работают. Выгоните – кто сюда вместо них пойдет?
– Да кто угодно! Мы принимаем всех девушек от 16 до 25 лет, главное – не берем толстых и «корявых».
– А не жалуются, к примеру, на сотрудников ГАИ или на условия труда?
– Нет. Некоторые в обморок во время смены падают, но это их проблемы. Не можешь, не работай…
Честно говоря, мне, здоровому мужику, стало не по себе. Да и после 20 минут, проведенных в праздных беседах на перекрестке (я ведь не работал, непрерывно демонстрируя «искреннюю» улыбку!), разболелась голова и очень захотелось глотнуть свежего воздуха…
Напоследок поинтересовался у Полины: не вреден ли для девичьего здоровья такой способ зарабатывать деньги?
– Думаю, не слишком полезно, но попробуй найти другую работу!
А что по этому поводу думает инспектор ДПС. Вот он, прогуливается с жезлом буквально в полусотне метров. Ведь красавицы не только рискуют собственной жизнью и создают аварийные ситуации, но и просто нарушают ПДД (за что, между прочим, даже штраф положен – 50 руб.).
– А что, девчонки эти – «свои»? – невинно поинтересовался я, попросив у сержанта прикурить.
– Да что ты, никакой договоренности с этими мальчиками-девочками не существует, – ответил он. – Это просто не имеет смысла! Конечно, нищие, продавцы дисков, рекламщицы и тому подобные живут под своей «крышей» – обычных бандитов, контролирующих такой бизнес. Те распределяют, кто, на каком перекрестке, когда и что будет продавать (или собирать милостыню). Мы не гоняем ребят по одной простой причине – девять из десяти не достигли 16 лет, а потому административная ответственность по статье 2.3 КоАП РФ на них не распространяется. Единственное, что я могу – задержать и привести такого в ближайшее отделение. Причем обязательно известив родителей о задержании! Но в большинстве случаев «ребенок» представления не имеет, где его родители и чем сейчас занимаются. Да и в милиции такому нарушителю могут только «пальчиком погрозить».
Мы время от времени ужасаемся от того, что сокращается продолжительность жизни людей, что нация на грани вымирания… Это, конечно, ужасно. Виноваты в этом экономический кризис, мизерные пенсии, поддельная водка, изменение климата – да мало ли что еще. Но это все причины глобальные. А по оценке рядового кандидата медицинских наук Елены Князевой, которая однажды провела замеры на трех московских перекрестках, выхлопные газы – причина 70% (!) болезней, часть из которых проявляется сразу, а некоторые аукнутся лет через десять бесплодием и онкологическими проблемами. Ведь один автомобиль выделяет с выхлопом 1000–1200 компонентов, многие из которых токсичны. Летом на улицах крупных городов с оживленным движением возникает особое атмосферное явление – «фотосмог». Ядовитые оксиды при ультрафиолетовом облучении в жару образуют летучие соединения, дышать которыми смертельно опасно! Вообще каждое пятое заболевание у детей возникает из-за загрязнения воздуха. В мегаполисах все больше детей-астматиков… Это «в среднем», а какой «букет» получит «цветочек», отстояв хотя бы один сезон на дороге? И во что потом обойдется заработанный на дороге «сникерс»?
ПРОВЕРКИ НА ДОРОГАХ
Советская власть осталась в памяти разными чертами. Да, были очереди за всем и «праздничные» наборы дефицита, но еще было беззаботное детство: кружки, спортшколы и секции, турпоходы и отряды юных инспекторов дорожного движения. Удивительно, но кое-где они неплохо сохранились! Мы отправились в подмосковный Подольск посмотреть, как работает местный ЮИД.
Отряду юных инспекторов движения подольского центра детского творчества исполнился уже 21 год. Мальчишки и девчонки изучают здесь ПДД, приемы оказания первой помощи... Есть своя агитбригада, которая выступает в школах города. Но самое интересное – практические занятия, когда ребята (начиная с шестого класса!) патрулируют трассы вместе с инспекторами ГИБДД.
Итак, Чеховский район, время – ближе к вечеру. Шесть мальчишек и девчонок под руководством двух офицеров ГИБДД выходят на трассу рядом со школой. Радар с видеокамерой выявляет нарушителей скоростного режима, их останавливает инспектор, а вот объяснить причину задержания предстоит членам отряда ЮИД. Девочка лет 13 звонким голосом требует у водителя объяснений: почему он едет со скоростью 81 км/ч, хотя здесь разрешено всего 60? Здоровенный мужик краснеет и, словно переросток-второгодник, тихо шепчет: «Простите, я…вот…простите». Примерно такой же была реакция подавляющего большинства водителей-мужчин: они бледнели и краснели при виде маленьких инспекторов. Ведь первым вопросом, который им задавали мальчики и девочки, был такой: «У вас дети есть? А почему вы так несетесь, ведь рядом – школа?» Кстати, многие после такой нотации говорили: «Я теперь гаишников уважать начал, молодцы они, что с ребятней возятся».
Удивило поведение водителей-женщин. Сколько раз мы слышали (и писали), что женщина за рулем более собранна, внимательна, аккуратна и т. п. Однако за несколько часов мы в корне изменили свое мнение. Женщины нарушали скоростной режим даже чаще мужчин! А одна дама, увидев, что к ее «Фольксвагену» подходит ребенок в форме инспектора, просто отказалась с ним разговаривать! Никто из мужчин, кстати, подобного себе не позволил...
В прежние времена такую публикацию закончили бы на «высокой ноте»: мол, в будущем из юных инспекторов обязательно вырастут стражи порядка, честные и справедливые. Не хотелось бы предсказывать судьбу этих ребятишек из Подольска, но одно радует – у них появляется неплохой опыт и значительно меньше, чем у других детей, шансов попасть под машину. Согласитесь, уже немало. К тому же взрослая игра кажется такой интересной…
ФОТО: АНДРЕЙ БОЙКО, ГЕОРГИЙ САДКОВ