Новая легенда

НОВАЯ ЛЕГЕНДА

АВТОКЛУБ

ДОРОГА МОСКВА–ВЛАДИВОСТОК

НОВАЯ ЛЕГЕНДА

ВЛАДИМИР АРБУЗОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Еще древние римляне понимали: хорошая дорога – сооружение хоть и дорогое, но в высшей степени необходимое, поэтому сил на строительство не жалели. Дороги России строили поколениями – масштабы огромные. В XIX веке сил хватило только на Транссиб – единственную артерию, связывающую Дальний Восток с центром. Несколько десятилетий ушло на БАМ. Но это дороги железные, а проезжая автомобильная появилась лишь в прошлом году. До завершения строительства еще далеко, однако дорога уже работает – альтернативы-то, если не считать «железок», нет.

Между тем даже в самых современных атласах автомобильных дорог полной информации о маршруте пока нет. От Москвы до Читы протоптанная еще декабристами дорога с той или иной степенью приближения на картах есть, а далее на восток – в лучшем случае пунктирная линия.

Не дело это – отправляться в путь без карты, поэтому, не дожидаясь, когда картографы внесут дополнения в атласы, предлагаем вам свою легенду трассы по состоянию на минувшее лето.

Любая дорога начинается с первого шага. Из Москвы путь во Владивосток – с Волгоградского проспекта, переходящего за кольцевой автодорогой в федеральную трассу М5 «Урал».

Первые 58 километров – отличное широкое шоссе. После Бронниц оно немного сужается и проходит через небольшие поселки. Дорога очень оживленная, поэтому средняя скорость невысокая. Коломну объезжаем с севера, Рязань – с юго-запада. Заправки, пункты ремонта и шиномонтажные мастерские есть в каждом населенном пункте. С голоду тоже не пропадешь – множество круглосуточных кафе предлагают довольно вкусно отобедать в среднем за 100 рублей.

От Рязани до Шацка асфальт изрядно разбит и продавлен большегрузами. Колейность требует повышенного внимания: вовремя не заметил или перебрал со скоростью – того и гляди вылетишь с дороги. Множество участков в ремонте, что также существенно ограничивает темп движения.

Хорошая дорога начинается с 417-го км, на въезде в Мордовию. Поселок Умет специализируется на придорожном сервисе. По обеим сторонам дороги плотной стеной стоят кафе, столовые, баньки. Есть автостоянки и койкоместа для ночлега.

458-й км. Здесь на выезде из поселка Каргал можно повернуть налево, на Торбеево, Краснослободск, Саранск и Ульяновск и там пересечь Волгу. Это удобный объезд все еще ремонтируемой плотины Волжской ГЭС.

Но дорога М5 «Урал» идет на Пензу, Сызрань и Самару. Миновать плотину можно и в Балаково, свернув перед Сызранью направо. Однако быстрее и в конечном счете удобнее воспользоваться паромом. Поворот к нему на 829-м км на Шигоны, далее на Усолье и по «морю» до Тольятти. Кстати, местное время в Самарской области на час опережает московское, далее, в Татарстане, возвращается на тот же час, а в Башкирии уходит вперед сразу на два. После Самары М5 «Урал» потрепан настолько, что скорость местами падает до пешеходной. Здесь же, как нам показалось, наибольшее количество засад ГАИ на километр дороги. Машины сбиваются в длинные колонны и ползут потихоньку, предостерегая светом встречных от «необдуманных» обгонов…

От Самары до Октябрьского – 284 км и всего три заправки. Придорожный сервис скуден – планировать на этом участке ночлег или обед не стоит.

Зацепив краешек Татарстана, въезжаем в Башкирию. Сразу же появляется отличный асфальт, чаще встречаются кафе, автомастерские и прочий придорожный сервис.

Далее – на Омск, но если двигаться по дороге М51 «Байкал» (М5 заканчивается в Челябинске), придется дважды пересекать границу с Казахстаном. Дело это хлопотное – очереди, заполнение множества бумаг, деньги за проезд. Чтобы избежать волокиты, про объезд лучше подумать заранее. Вариантов несколько: первый – через Красноуфимск, Ачит, Первоуральск, Екатеринбург и Тюмень. Миновав Сим, через 16 км поворачиваем налево, на Красноуфимск. Живописная дорога идет вдоль Уральского хребта. Подъемы и спуски плавные, загруженность минимальная. Сложный участок между Ачитом и Первоуральском. Дорожное полотно разбито вдребезги. Скорость не выше 30 км/ч. Но кафе, стоянки, шиномонтаж и авторемонтные мастерские встречаются довольно часто.

Второй маршрут – через Челябинск и Екатеринбург – изобилует затяжными подъемами и спусками, так что в гололед и снегопад здесь трудновато. Большегрузы буксуют на подъемах, а спуски раскатывают до блеска, поэтому зимой бывают заторы. От Челябинска до Екатеринбурга 234 км отличного шоссе с достойной инфраструктурой.

Третий вариант – миновав Челябинск, идти на Курган и далее на Тюмень. И здесь хорошая и не слишком загруженная дорога позволяет держать довольно высокую скорость. При въезде в Омскую область, возле поселка Зимино, переведите часы еще на час вперед.

От Омска до Новосибирска 650 километров ровной, как стрела, дороги. Населенные пункты чуть в стороне, да и тех немного. Интенсивность движения невысокая, знаков ограничения скорости почти нет. Скудна и придорожная торговля. Тем не менее голодным и без бензина не останешься – через час-полтора обязательно попадется и кафе, и АЗС. После Новосибирска дорога «Байкал» меняет свое обозначение на М53. Следующие 300 км от Новосибирска до Кемерова даются довольно тяжело. Дорога узкая, движение весьма интенсивное, множество знаков ограничения скорости и запрещения обгона. Время в Кемеровской области – плюс четыре часа к Москве.

К востоку от Кемерова дорога пустеет, ландшафт понемногу разглаживается, а после Ачинска становится и вовсе равнинным. Да и сама дорога шире и лучше. Транзитникам стоит обойти Красноярск с севера, не заезжая в город.

Далее, до Канска, скорость несколько падает – много грузовиков, подъемы, спуски. За Канском посвободнее, но дорога петляет по населенным пунктам. На обочинах пасутся коровы – существа, напрочь лишенные страха перед автомобилем, так что и здесь особо не разгонишься.

После Тайшета асфальтовая дорога чередуется со щебеночной, а перед Нижнеудинском и последняя в плачевном состоянии. Дальше до Тулуна будет получше, кое-где лежит свежий асфальт. Тулун – узловая станция. Отсюда идет дорога на Братск и вдоль БАМа до Тынды, откуда можно добраться до Сковородино. По крайней мере, якутский водитель «Газели» утверждал, что ему доводилось ездить этим маршрутом.

Иркутская область – плюс пять часов к московскому времени. Ближе к Иркутску интенсивность движения снова возрастает. Объездной дороги вокруг города нет, поэтому проходим его по указателю на Култук. Далее М53 переходит в М55 и идет к Байкалу через горные перевалы. Дорога тесная, движение оживленное, крутые повороты, спуски, подъемы. Бензин, еда, ночлег и прочие бытовые вопросы вполне решаемы.

М55 огибает Байкал с юга и некоторое время идет вдоль красивейшего гористого побережья. Отличное двухполосное шоссе загружено мало, и средняя скорость, несмотря на сложный рельеф дороги, получается высокой.

За Улан-Удэ и вовсе безлюдно. «Байкал» поднимается на тысячу метров над уровнем моря и идет на этой высоте почти до Читы (Читинская и Амурская области опережают Москву уже на шесть часов). Несмотря на относительную пустынность, заправки и закусочные встречаются довольно часто. На фирменной станции «ЧитаСервисЛада» еще можно отремонтировать отечественную машину, но чем дальше на восток, тем заметнее ориентация сервиса на «японок» и «кореянок».

Асфальт обрывается через 138 км после Читы. Здесь начинается самый сложный участок маршрута Москва–Владивосток – трасса «Амур», Чита–Хабаровск. Дорожное полотно отсыпано щебнем, местами укатанным «до бетона», местами же – камни размером с кулак только-только разровняли грейдером. В сухую безветренную погоду машина тянет за собой пыльное облако, и дистанцию приходится увеличивать до километра. Оптимальная погода для путешествия по «Амуру» – пасмурная, с мелким дождиком. Иного спасения от пыли нет. Основная трасса, хоть и строится довольно быстро, все еще изобилует объездами по местным дорогам. Инфраструктуры практически нет, заправки, шиномонтажные мастерские и автосервисы крайне редки, поэтому пара запасок и канистра с бензином обязательны. Ночлег – в машине или палатке.

ГАИ, медпункты, телефон можно найти только в населенных пунктах. Сотовые телефоны на большей части «Амура» бесполезны. Выручает Си-Би-радиосвязь. На ней во всех городах работают МЧС и службы спасения. Дальность при хорошей настройке – до 40 км. Общий канал для водителей в России – АМ № 15 (27, 130 МГц).

Последний раз переводим часы (плюс семь часов к московскому времени) при въезде в Еврейскую автономную область. По этому же времени живут Хабаровский и Приморский края. Окончательно асфальт появляется только перед Биробиджаном и уже не прерывается до Владивостока. Исключения – ремонтируемые отрезки небольшой протяженности. Последний участок сложностей не представляет – оживленная дорога насыщена необходимой инфраструктурой. Однако, по возможности, лучше не ехать в темное время суток: большинство машин здесь японские, с «левосторонними» фарами – нещадно слепят встречных.

Итак, схема дороги Москва–Владивосток – в руках читателей. Но учитывая темпы строительства (особенно на участке «Амур»), она еще не раз потребует корректировки. Там, где ревели бульдозеры, завтра может быть отличное шоссе. А вместо обшарпанной бытовки с надписью «Кафе» – современный гостиничный комплекс.

Подпишитесь на «За рулем» в