Перевертыш

ПЕРЕВЕРТЫШ

АВТОКЛУБ

ПАРК ЗР

ПЕРЕВЕРТЫШ

СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ

VAZ 2111

Изготовитель: АвтоВАЗ, Россия

Год выпуска: 2003

В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с декабря 2003

Пробег на момент отчета: 15 тыс. км

Предыдущие публикации в журнале:

2004, № 4, 7

Наши тюнинговые работы опять прерваны. Нет, на этот раз автомобиль не угнали, просто VAZ 2111 стал жертвой испытаний на управляемость. Обидно, конечно, но это работа, если хотите, судьба некоторых транспортных средств, подвергающихся нестандартным нагрузкам, которые имитируют различные аварийные ситуации. На языке документов подобные испытания называются «работами повышенной опасности». Видимо не зря, ибо в результате экспериментов водителя наш автомобиль ясным погожим днем перевернулся на ровном, сухом асфальте Дмитровского автополигона. Скажете – нонсенс, ведь подобные «недостатки» должны быть исключены автопроизводителем, по крайней мере применительно к легковым авто. В большинстве случаев это так, и, в частности, у вазовских машин вероятность опрокидывания сведена к минимуму. Просто наш автомобиль – не совсем стандартный, в том числе и по рулевому управлению.

«Перевертыши», наверное, были, есть и будут в обозримом будущем. Ведь всегда существует вероятность коварного стечения обстоятельств, нарушающих все расчеты заводских инженеров. Вспомним давний инцидент с «Мерседесом» А-класса, поставленным «на уши» ретивыми автомобильными журналистами. Наверняка были и другие подобные случаи, просто они не вызвали столь шумного резонанса, ведь человеческий фактор играет далеко не последнюю роль в подобных происшествиях.

Кстати, на автополигоне происшедшее никого особенно не удивило. Местный корифей, специалист с громадным стажем по части устойчивости и управляемости, тут же прокомментировал ситуацию:

– Что произошло? Так, занос задней оси, затем вторичное колебание. Диском переднего нагруженного колеса чиркнул об асфальт? Знакомо. У меня не так давно был подобный случай с…

Наверное, не имеет смысла называть весьма уважаемую марку автомобиля, потерпевшего аварию при испытаниях. Повторюсь, обстоятельства вещь коварная. Давайте лучше проанализируем случившееся, «разбор полетов» всегда полезен.

Итак, наш абсолютно серийный VAZ 2111 был дооборудован кондиционером, ABS и махачкалинским электроусилителем руля (ЗР, 2004, № 7). Напомню: ни одна из перечисленных доработок не заслужила положительных рекомендаций – все требовали доводочных испытаний. В частности, система кондиционирования оказалась недостаточно эффективной, тормозная педаль – слишком тяжелой, а руль, наоборот, чересчур легким. На тот момент консультации с установщиками ни к чему конкретному не привели: нам предложили подождать, пока окончательно разрешится ситуация с «Калиной». Поэтому «одиннадцатая» работала по другой теме – мы готовили материал о необычной балке задней подвески, разработанной одной из тольяттинских тюнинговых фирм. Увы, попробовать ее так и не успели – ввиду вышеописанных обстоятельств.

Что же подвело? На мой взгляд, сработало несколько факторов.

При выполнении одного из стандартных упражнений (скорость – около 80 км/ч) слишком легкий руль позволил повернуть его на больший угол, чем требовалось для коррекции заноса. Как следствие, резкое перераспределение веса машины, деформация уже сильно изношенной при испытаниях покрышки. И хотя давление в последней было неоднократно выверено, все же диск колеса достал до асфальта. А как только у машины появилась дополнительная жесткая точка опоры, то, согласно законам физики, она ею тут же воспользовалась!

Дальше все произошло мгновенно, словно перед глазами одним движением на 180° перевернули экран телевизора. Удар, побежавшие по ветровому стеклу трещины, доли секунды скольжения на крыше, затем вновь удар – это мы опять на колесах – и… все, будто ничего не случилось. Мотор работает, все на месте, только стоим, почему-то развернувшись в противоположном направлении, да водительская дверь не открывается, заклинило. Как принято писать в заключительных титрах: «Пострадал один автомобиль». Водитель, который, разумеется, был пристегнут, отделался синяками и легким испугом.

Я не склонен винить в происшедшем только машину. Конечно, она далеко не идеал, и недостатки конструкции вполне могли спровоцировать, например, слишком резкий и глубокий занос задней оси. А высокий центр тяжести (читай – большой дорожный просвет) и истинно российские величины ходов подвесок – повлиять на склонность к опрокидыванию.

Тем не менее уверен: ни один, даже очень сильный мужик не смог бы так резко и глубоко крутануть баранку без помощи усилителя. А он, увы, пока еще не адаптирован для «десятого» семейства. Так что скорее всего причина – в наших тюнинговых просчетах, да и водитель слишком увлекся боковыми скольжениями.

И все же точку в наших экспериментах по дооборудованию машин ставить рано. Они, несомненно, продолжатся – несколько позже и, вероятно, на другом автомобиле.

Подпишитесь на «За рулем» в