По рублю за километр

ПО РУБЛЮ ЗА КИЛОМЕТР

ПУТЕШЕСТВИЕ

Маршрут по Европе включал Белоруссию, Польшу, Германию, Нидерланды, Бельгию, Францию и Украину. А главный вывод, который мы сделали в ходе поездки, – вояж по дальнему зарубежью на автомобилях, оснащенных газовым оборудованием, обходится не дороже, чем отдых в Крыму или на Черноморском побережье Кавказа.

Последние десять лет я эксплуатирую автомобили только на газе. Вот и нынешний «Опель Астра 1,6» выпуска 1999 года кормлю им. Не секрет, что заправка 50-литрового баллона в 2,5 раза дешевле полного бака бензина. За три недели поездки по Европе не было проблем с пополнением запаса газа – в Москву мы возвратились с остатками столичного бензина в баке.

ОТ ЗАПРАВКИ

Стартовали в 6 утра в направлении Бреста и преодолели 960 км за 11 часов. Часть дороги по Белоруссии платная. Принимается любая валюта, кроме… белорусских рублей. Интересно, знает ли батька о том, что белорусскими деньгами нельзя оплатить проезд по дороге, которая досталась ему бесплатно от СССР? При этом каждого россиянина по возвращении домой заставляют платить $20 за транзитный проезд.

В Бресте можно заправиться бензином за любую валюту, есть несколько газовых заправочных станций для автомобилей (АГЗС). Рекомендую здесь же и переночевать, чтобы рано утром оказаться в Польше и проскочить Варшаву. Отмечу: на пограничном переходе «Варшавский мост» нас удивило отсутствие очереди – все процедуры заняли 15 минут. Мы-то ожидали иного.

Переезд в 750 км по Польше несколько утомителен: дорога из Бреста во Франкфурт-на-Одере узкая и проходит через многие населенные пункты, подчас не лишенные пробок. Зато в каждом из них и АЗС, и АГЗС, а обилие указателей лишает возможности потеряться в стране, где русский язык вполне понимают. Кстати, только на местных АГЗС (по сравнению с остальной Европой) не требуется переходник для заправки машины. Причем лучше всего покупать газ на фирменных станциях. Цена на любое топливо у частников ниже, но там порой не обходится без казусов. Так, хозяин одной заправки умудрился накачать в 50-литровый баллон (с отсечкой при 47 л) 51 литр газа по счетчику и готов был продолжать, но остановился, узнав, какова предельная емкость. Фирменные АГЗС не позволяют себе столь навязчивого «сервиса». Оплата – в местной валюте, но на каждой станции есть меняльная контора, куда сходит сам заправщик. Очередей, сами понимаете, никаких.

Пограничный переход через Одер – чистая формальность. В Германии дороги сплошь скоростные, и до Голландии долетели за 6 часов.

Практически все это время машину вела жена, быстро освоившись с особенностями поведения на европейской автомагистрали. Здесь почти нет автомобильных развязок, подобных российским перекресткам: чтобы выехать на нужную дорогу, необходимо загодя перестроиться на нужную полосу согласно дорожным указателям. Остановки на автомагистралях запрещены, поэтому в экипаже просто необходим штурман с атласом и шпаргалкой из Интернета.

Всегда считал немцев законопослушными. Но потряс мотоциклист, который сначала энергично обошел нас слева, затем отстал, затем снова пристроился слева (и это на скорости 130!), снял руки с руля, достал из кармана жвачку, сунул ее в рот, показал нам жестом, что мы классные ребята, и моментально скрылся за горизонтом. Жена, которая вела машину, просто ахнула… Вместе с тем, стоит лишь включить указатель поворота, как сразу уступают полосу для перестроения, а скоростной режим в населенных пунктах соблюдается безукоризненно.

К сведению туристов: в Германии газовые заправки подчас находятся в стороне от магистралей, но в Голландии и Бельгии газ везде и близко. На заправке попросите переходник (здесь он именуется адаптером). Его можно и купить за 25–30 евро. Правда, на некоторых заправках, выдавая адаптер, просили в залог права – нормальная практика, потом документы исправно возвращают.

ИНОГДА ПЕШКОМ

Остановки для отдыха лучше делать в небольших городках. Там приемлемые цены в кемпинге (от 15 до 30 евро с человека), супермаркеты радуют ассортиментом и ценами (не выше московских). Плюс бесплатная парковка. День отдыха в голландском Энсхеде – и выезжаем в Париж.

Дорога до Парижа в 750 км не утомила, но штурману пришлось поработать и накануне, и в пути до границы с Францией, пока не выехали на магистраль А1. При пересечении границы Бельгии и Франции – своеобразный памятник свободе передвижения: заброшенные турникеты автоперехода. Ни пограничников, ни таможни нет уже несколько лет. Основные дороги во Франции платные, 250 км до Парижа обошлись нам в 11 евро. В Париже были три дня, останавливались в пригороде Сюрезен.

Первый день посвятили автомобильной экскурсии по городу, в дальнейшем пользовались городским транспортом. Билет на все виды транспорта – 1 евро. При покупке магнитных билетов в метро можно получить карту Парижа со схемой движения. Английский в объеме кандидатского минимума вполне позволяет объясниться с улыбчивыми парижанами. Метрополитен спланирован иначе, нежели московский: станций больше, перегоны короче, но подвижной состав современней, поэтому в любую точку города попадаешь быстро. Очень полезна автомобильная карта Парижа, где немало улиц с односторонним движением. В центре города мест для бесплатной парковки не найти, но остановиться на 10–15 минут, включив аварийку, можно, хотя это и не слишком этично. По незнакомому городу интереснее передвигаться пешком, и наш «Опель» получил пару дней отдыха. Общественный транспорт работает четко, и даже поселившись в пригороде, сложностей с поездками в центр не испытывали.

По прибытии в Париж посчитали затраты на дорогу: 70 евро (топливо) плюс 18 евро (платные дороги). Итого – 88 евро, или по рублю за километр. За 18 дней пребывания в Европе, помимо Парижа, посетили Амстердам, Гаагу, ряд городов в Германии, в сумме накатали более 7 тыс. км. Так что удалось получить более-менее достоверные данные по расходу топлива. При скорости до 100 км расход газа составил 7,5 л/100 км, при 120–130 км/ч – 8,5 л. Традиционно в отчете о путешествии указывают общие затраты. Наши составили около 500 евро плюс 200 за визы и страховки. Значительная часть этих денег – «сэкономленные» благодаря использованию газа.

НА ЗАМЕТКУ

1. Колесить на машине по Европе – удовольствие, доступное даже автолюбителю со скромным достатком.

2. Маршрут лучше определить и изучить заранее, в противном случае намотаешь лишние сотни километров, плутая по незнакомой местности.

3. Принцип «не высовываться» и не создавать помех на дороге – главное условие беспроблемного путешествия.

4. Знание иностранного языка делает вояж более приятным и интересным, поэтому словарь-разговорник – вещь небесполезная.

Подпишитесь на «За рулем» в