Перспективы автопрома. 2005 – год обновления
А вот все, что вы руками делаете, получается плохо». С этим трудно спорить, но назовите еще одну страну, где бы серийно выпускали автомобили по цене меньше трех тысяч долларов. Кто-то ухмыльнется: дескать, это же «Ока», а не авто! Но между тем ее ежегодно покупают больше 40 тыс. россиян! Добавьте десятки тысяч «классических» «жигулей» и «од» за 4–5 тысяч, «газелей», наконец. Пусть они нынешним требованиям к авто никак не удовлетворяют, однако расходятся на ура, причем не только в России.
И все-таки это продлится недолго. Вряд ли людей начала нового века будут привлекать автомобили, разработанные 40–50 лет назад. Об этом говорят и итоги уходящего года.
УРОЖАЙ ЗА ТРИ КВАРТАЛА
Гибель нашему автопрому за последние 10 лет предрекали многие, а он вот – выстоял и даже набирает обороты! Во всяком случае, итоги 9 месяцев 2004 года настраивают на оптимистический лад: выпущено 1 053 667 разных автомобилей – на 12,1% больше, чем за три квартала прошлого года. Причем рост зафиксирован по всем позициям.
За 9 месяцев собрали 156 462 грузовика (+10%), и впервые увеличение не за счет «газелей» и «соболей» (спрос на них на одном уровне), а среднетоннажных (типа ГАЗ-3308 и 3309) и большегрузных (КамАЗ) машин. А это показатель того, что экономика страны на подъеме.
Автобусов выпустили на 5,6% больше – 58 153 штуки, что, конечно, еще недостаточно. А вот самый большой прогресс – у производителей легковых моделей: за 9 месяцев с конвейеров сошло 839 052 машины (+13%). Отметим, что основной прирост дали более современные автомобили семейств «Самара-2» и «Лада-110», а также GAZ 31105. При этом потихоньку снижалась потребность в старой «классике».
Главный же итог 9 месяцев – бурное развитие новых автосборочных предприятий, о чем мы уже не раз писали. Судите сами: всеволожский «Форд» и калининградский «АвтоТОР» увеличили выпуск автомобилей в 1,9 раза, «Джи-Эм–АвтоВАЗ» – в 3,2 раза, а ТагАЗ и вовсе в 5 раз! За 9 месяцев эти заводы вкупе собрали 92 тыс. автомобилей – почти в 2,7 раза больше, чем за то же время в прошлом году. Это, между прочим, ни много ни мало 11% общего выпуска легковых автомобилей в России (в 2002 году всего 1,1%). В этом году старые и новые заводы планируют сообща выпустить 1,1 млн. легковых автомобилей, что может стать абсолютным рекордом в отрасли.
НЕ «КАЛИНОЙ» ЕДИНОЙ…
Событие номер один в новом году, безусловно, освоение на АвтоВАЗе серийной «Калины» (в 2005-м ее выпустят тиражом 50 тысяч!). Но это еще не все. К концу года сменит и внешний вид, и имя «десятка». Теперь это будет «Приора».
А что на новых сборочных предприятиях? К концу весны запланировано начало серийного производства «Рено Логан» на «Автофрамосе» (французская сторона, как известно, инвестирует в проект 250 млн. евро). Всеволожский «Форд» с мая приступает к выпуску обновленного автомобиля – «Фокуса-2», ТагАЗ, кроме моделей «Акцент» и «Соната», приступит к сборке грузовичков «Хёндэ-Портер». И это далеко не все.
На «Иж-Авто» смонтируют купленное в Корее оборудование, на котором в будущем году сварят, окрасят и соберут 8 тыс. автомобилей «Спектра». Не забудем, что наше ведущее СП «Джи-Эм–АвтоВАЗ» выпустит 75 тыс. (!) «Шевроле Нива» (из них 30% – с двигателем «Опель») и 7,5 тыс. автомобилей «Вива». Это уже впечатляет. Но не исключено, что в сентябре 2005 года на конвейере СП в Тольятти появится и третья модель. Ну и, наконец, очередной брэнд (уже четвертый после КИА, БМВ и «Джи-Эм») готов прописаться на заводе «АвтоТОР» в Калининграде. Все это – из числа новостей ожидаемых.
А теперь о новостях, еще обсуждаемых.
ПРОЕКТЫ – ДУХ ЗАХВАТЫВАЕТ!
В течение года не прекращались разговоры о создании новых сборочных производств в России, называли при этом и самых перспективных кандидатов – «Тойоту» и «Фольксваген». Обе компании своего интереса к нам не скрывают, ведут какие-то исследования на этот счет и время от времени «подтверждают намерения». Но ни о каких конкретных решениях пока нет информации. Вместе с тем неожиданно активно повели себя две другие фирмы. Корейская «Хёндэ мотор», обогнавшая в России по продажам всех своих конкурентов, похоже, спешит закрепить успех: по некоторым сведениям, переговоры с холдингом «Северсталь-Авто» об организации сборочного производства микроавтобусов «Старекс» и вседорожников «Терракан» на площадях УАЗа идут достаточно интенсивно. Мощность нового завода составит 100 тыс. автомобилей в год, и заработать он может уже в конце 2005 года, при том, что две легковые модели «Хёндэ» успешно собирают в Таганроге…
Не менее серьезную заявку сделал «Ниссан» – второй по величине японский производитель. Его руководители не ограничиваются общими фразами о намерениях. Как сообщил вице-президент компании по европейским операциям Патрик Пелата, «Ниссан» всерьез прорабатывает несколько вариантов, среди которых строительство завода «в чистом поле» или кооперация с «Рено» на московской площадке «Автофрамоса».
А теперь, пожалуй, о самой значимой новости, пока, правда, официально не подтвержденной, но проверенной нами по всем каналам, – создании в России двух новых моторных производств! Во-первых, завершается работа над договором о строительстве в Тольятти завода бензиновых двигателей и трансмиссий «Опель». Этот проект оценивается в 400–500 млн. долл. Во-вторых, «АвтоТОР» тоже близок к подписанию договора с «Джи-Эм» об организации в Калининграде сборки дизельных двигателей для легковых автомобилей и легких грузовиков (объем выпуска – 250 тыс. агрегатов в год). Если два эти проекта будут реализованы, отечественный автопром получит полную гамму вполне современных двигателей и вместе с этим – «второе дыхание» для дальнейшего рывка наверх.
Кстати, наше правительство тоже озаботилось созданием собственного дизельного двигателя. Заместитель директора департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин сообщил, что выделено 0,5 млрд. руб. Заволжскому моторному заводу для разработки гаммы моторов объемом 2,2–3,4 л, что, по его словам, «позволит уже с 2005 года начать выпуск современных двигателей». Что ж, будем надеяться и на Заволжье…
В остальном же правительство в отношении родного автопрома, похоже, заняло выжидательную позицию – никаких специальных шагов по поддержке отрасли пока не ощущается, хотя вроде и не мешают (за что уже спасибо). Министерство сейчас разрабатывает технические регламенты.
ЕСТЬ ЕЩЕ И ПОКУПАТЕЛЬ
С некоторой поры отечественные производители – как «старые», так и «новые» – не столько озабочены тем, как произвести больше автомобилей, сколько тем, как привлечь покупателя. А он становится все более требовательным…
Еще три года назад, по данным социологических исследований, проведенных по заказу АвтоВАЗа, на первом месте среди предпочтений клиентов при покупке автомобиля была низкая цена. Сейчас приоритеты поменялись. На первом месте – надежность, далее соотношение цена/качество, безопасность, защита от коррозии, комфорт водительского места, управляемость. «Классика» этим требованиям не соответствует, и основная борьба за потребителя идет уже в сегменте от 8 до 10 тыс. долл. («десятки» и самые «народные» иномарки – «Дэу», «Хёндэ», «Рено»). В ближайшие 3–5 лет «поле битвы» скорее всего сдвинется в диапазон «от 10 до 12 тыс.» – автомобили, даже самые массовые, совершенствуются и при этом, как правило, дорожают.
Исходя из того, что самые популярные свои модели («десятки», «калины») АвтоВАЗ намерен все-таки позиционировать в диапазоне «от 8 до 10», заводские маркетологи полагают, что «Лада» сможет к 2008 году сохранить до 40% рынка (сейчас чуть больше 50%). А вот дешевых «жигулей» к тому времени, видимо, не будет, и доступная машина класса С обойдется никак не меньше 6 тыс. долл. Столько сегодня стоят требования по безопасности и экологичности…
УСРЕДНЕННЫЙ ПРОГНОЗ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ
ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ, ТЫС. ШТ.*
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2008 г. 2010 г.
Российские автозаводы 1010 1020 1040 1140 1180 1200
Заводы с участием иностранцев 54 100 210 320 350 400
Импортные автомобили 180 280 330 350 370 400
Ввоз подержанных иномарок 350 350 400 400 350 310
Итого 1594 1750 1980 2210 2250 2310
*По оценке ОАО «АСМ-Холдинг».