Новинки, исследования, изобретения. пусть он прогнется под нас
Ведь он призван быть массивным (точнее, обладать большим моментом инерции). Но несколько лет назад конструкторы сцеплений решили «озадачить» его демпфированием крутильных колебаний, неизбежно возникающих в системе «двигатель-трансмиссия». Так появился двухмассовый маховик (ЗР, 2002, № 6, с. 164), который сегодня используют многие производители (например, БМВ, «Фольксваген», «Субару»).
Однако наряду с крутильными, возникают и осевые, и изгибающие колебания, в частности, при работе сцепления. Для борьбы с ними французская компания «Валео» разработала «гибкий» маховик.
Суть изобретения проста: маховик разделяется на две части – центральную (ступичную), сравнительно небольшого размера и массивную периферическую. Они соединены упругой пластиной, закрепленной болтами (рис. 1). Пластина изготовлена из той же стали, что и диафрагма сцепления. Таким образом, периферическая часть маховика может перемещаться относительно центральной, но только в осевом направлении – на кручение маховик остается жестким.
В конструкцию введена и промежуточная упругая пластина, демпфирующая осевые колебания. Амплитуда колебаний (величина изгиба) ограничена выступами на поверхностях маховика. Конечно, такая конструкция не избавляет от паразитных вибраций полностью, да это и не нужно – главное, резонансные частоты уходят из рабочей зоны механизма (рис. 2).
Гибкий маховик скоро появится на многих автомобилях (он в ближайших планах «Рено», «Ниссана», ФИАТа). Причем обе разработки «Валео» – двухмассовый и гибкий маховик можно объединить, упростив тем самым конструкцию сцепления и продлив ему жизнь.