Итоги 9 месяцев. кому помогают стены
За 9 месяцев в России собрали 839 тыс. легковых автомобилей (на 12,6% больше, чем за три квартала прошлого года!). Впереди, естественно, АвтоВАЗ: за это время в Тольятти выпустили 538 280 автомобилей – на 4,4% больше прошлогоднего. А еще АвтоВАЗ отправил на другие предприятия в России, Украине, Казахстане, Египте и Эквадоре 197 550 сборочных комплектов (рост – 45%).
Второе место по объему выпуска легковых автомобилей по-прежнему удерживает Ижевский автозавод (кстати, во многом благодаря партнерским отношениям с ВАЗом). За 9 месяцев этого года «Иж-Авто» увеличил производство на 17,9% в сравнении с аналогичным периодом 2003 года (выпущено 85 073 автомобиля, примерно половина из них – VAZ 2104 и 2106, остальные – Izh 2126). Набирает обороты и Горьковский автозавод: за три квартала собрано 55 185 автомобилей «Волга» – на 30,5% больше, чем в прошлом году. В Набережных Челнах на заводе микролитражных автомобилей за 9 месяцев собрали 30 790 микролитражек «Ока», а в Серпухове на СеАЗе – еще 13 850.
Планомерно наращивают выпуск машин новые сборочные предприятия. Объем производства СП «Джи-Эм-АвтоВАЗ», как и намечалось, вырос до 37,9 тыс. вседорожников «Шевроле Нива», что в 2,9 раза больше прошлогодних показателей за 9 месяцев. В этом году собрано и несколько десятков автомобилей «Шевроле Вива». Их производство стартовало 23 сентября.
Во Всеволожске сошло с конвейера около 20 тысяч «фокусов», и хотя в Париже уже представили их новое поколение, спрос на российские «форды» не сокращается.
Впечатляющие темпы роста продемонстрировал ТагАЗ – за 9 месяцев здесь собрали 17 тыс. автомобилей «Хёндэ» (почти в пять раз больше, чем за январь-сентябрь 2003-го). Порадовал и калининградский «АвтоТОР», выпустив 11 096 автомобилей – на 75% больше прошлогоднего. При этом сборка моделей марки KИА выросла на 68% – до 8855 штук, а БMВ и вовсе на 85% – до 1861. Кроме того, здесь собрали 380 американских вседорожников «Хаммер», «Трейл Блейзер» и «Тахо».
По прогнозам аналитиков, если дела пойдут так же успешно, в 2004 году будет выпущено около 1,1 млн. легковых автомобилей – на 8–9% больше, чем в прошлом. Правда, надо иметь в виду, что автомобильный рынок сейчас входит в фазу насыщения: уже к началу осени исчезли очереди на большинство популярных недорогих иномарок «made in Russia». Значит, конец текущего года может стать для «нашемарок» не таким победным. Посмотрим.
«ИНОСТРАНЦЫ» ДЕРЖАТ ТЕМП
Три месяца назад, когда подводили итоги продаж иномарок за 1-е полугодие, в ряду победных реляций звучали редкие голоса, предрекавшие «конец безудержного роста». К счастью, эти предсказания пока не нашли подтверждения: за 9 месяцев продано около 280 тыс. автомобилей (с учетом «Шевроле-Нивы», по которой завод представляет лишь данные о ее производстве). При этом не обошлось без сенсаций, правда, предсказанных заранее.
На второе место по продажам, опередив многолетнего лидера – японскую «Тойоту», вышла южнокорейская компания «Хёндэ». За 9 месяцев в России продано 33 627 автомобилей этой марки, что в 3,5 раза превышает объемы реализации за аналогичный период прошлого года (9527 штук). Столь весомый успех корейцев, однако, вполне объясним: меньше половины проданных машин (16 740) произведено в окрестностях Сеула, а больше (16 887) – сварено, окрашено и собрано в южнорусском Таганроге. Кстати, если прибавить к успехам «Хёндэ» 13 529 проданных в России автомобилей КИА (две компании давно объединены в один концерн), то получится внушительная цифра – сорок семь с лишним тысяч – каждая третья новая иномарка в стране! Это впечатляет…
А вот «Тойота» позиции потихоньку сдала, и не без оснований, из которых главные – рост цен и уровень сервиса (в Москве, к примеру, на обслуживание приходится записываться минимум за две недели).
По-настоящему удивила японская «Мазда», продавшая за третий квартал больше машин, чем за два первых (а по сравнению с прошлым годом и вовсе небывалый рост – в четыре с лишним раза!). Россияне вдруг так полюбили эту марку, что готовы ждать заказанные машины по полгода и больше, а право передвинуться из хвоста очереди в ее голову, говорят, некоторые дилеры оценивают в 500 долл. Объяснить такой ажиотаж сложно – ведь никаких специальных акций и распродаж у «Мазды» не было, даже представительство в России открылось совсем недавно. В общем, за квартал «Мазда» поднялась с 16-й позиции на 13-ю и вполне может по итогам года войти в десятку лидеров.
Из числа мелких сенсаций отметим небольшие изменения в первой десятке моделей – лидеров продаж на российском рынке. После триумфального возвращения японской «Ниссан» в «зону доллара» продажи ее автомобилей резко пошли в гору. Особенно хорошо за эти 9 месяцев покупали у нас модель гольф-класса «Алмера». За последние три месяца она переместилась с 11-го места на 7-е (продано 8182 автомобиля). А вот «КИА Рио» из Калининграда впервые за несколько лет не оказалось в первой десятке – она заняла 11-е место (6114). Видимо, сказалась подросшая в последнее время цена на малолитражку.
Других сюрпризов в «горячей десятке» нет. По-прежнему ее возглавляют российские «Шевроле Нива» и «Форд Фокус». Как и раньше, в списке – отечественные (по месту сборки), узбекские, японские и корейские автомобили. «Чистые» же «европейцы» появляются в рейтинге популярности только в конце второго десятка.
Все иностранные производители сумели продать с начала года в России около 280 тыс. машин, из них только за третий квартал – почти 120 тыс. Как и в прошлом году, по результатам 9 месяцев рынок вырос практически вдвое, а впереди еще и четвертый квартал… Там нас могут ждать самые разные сюрпризы. Традиционно под Новый год случается очередной покупательский бум, к тому же на рынок вышло несколько интересных моделей. Скажем, недорогой «паркетник» «Хёндэ Туссан» или «народный» «Фольксваген Пойнтер». Словом, поживем – увидим.
При всей привлекательности нашего рынка для иностранных производителей открывать у нас новые сборочные производства они не спешат. Например, японцы, чьи делегации побывали и в Нижнем Новгороде, и в Санкт-Петербурге, говорят только, что «просчитывают разные варианты»…