ЭКСПЕРТИЗА: АККУМУЛЯТОРЫ 55 А.ч. ТРИ НЕДЕЛИ В ВАННЕ

ЭКСПЕРТИЗА: АККУМУЛЯТОРЫ 55 А.ч. ТРИ НЕДЕЛИ В ВАННЕ

После того холодного душа, каким оказался первый этап испытаний новеньких аккумуляторных батарей (ЗР, 2004, № 11), хотелось думать о чем угодно, кроме ванной… Однако все надо доводить до конца. Лезем в ванну!

САМОРАЗРЯД

В полном соответствии с гостовской методикой батареи в состоянии бездействия должны были пролежать в ванне в течение 21 суток при температуре окружающей среды 40°С. Затем – брр! – из ванны их перетащили в холодильник: на минус 18°С! После суточного пребывания на морозе батареи без подзарядки нагрузили током в 0,6 от заявленного тока холодной прокрутки. Мы уже знаем: на 30-й секунде такого разряда напряжение на клеммах не должно составлять менее 8,5 В. А на практике? А на практике – то, что отображено на рис. 1. (см. внизу материала)

Что ж, ничего неожиданного – знакомые все лица… Безоговорочное лидерство внеконкурсной «Оптимы», ровное выступление «пелетона» и все те же отстающие: «Ханкук» № 15 и «Дэу» № 19. Ладно, теперь посмотрим, насколько хорошо разряженные батареи принимают заряд. Кстати, лабораторная установка способна выдать ток до 3000 А – Жюль Верн позавидует. Но нам столько и не понадобится.

ЗАРЯДКА ПРИ НУЛЕ ГРАДУСОВ

Заряженные «по горлышко» батареи разряжали в течение 5 часов током, численно равным 0,1 от емкости батареи – это примерно 5,5 А. Затем их охладили до нуля градусов и «предложили» принять заряд – мол, берите такой ток, какой сможете взять! Его величину фиксировали в конце 10-й минуты заряда – допустимый минимум численно составлял 0,2 от емкости аккумулятора. А вообще-то – чем больше, тем лучше. Реальная картина отображена на рис. 2.

В лидеры выбилась – кто? – правильно, «Оптима»! Тридцать с лишним ампер – это рубеж, к которому остальные участники даже не приблизились. Хуже остальных выглядели обе батареи «Инчи Аку» – впрочем, даже их результаты уложились в норматив.

Неужели все закончилось? Что ж, теперь

ВСЕ – НА ВЫБОРЫ!

Итак, еще раз о главном – как выбрать батарею в магазине?

Первым делом, как мы уже отмечали (ЗР, 2004, № 11), выбираем самую свежую – о деньгах пока не думаем. Практика показывает, что на этом этапе отсев самый жестокий – после него набор претендентов на подкапотную прописку резко снизится. Напоминаем, что нелишне померить напряжение на клеммах выбранной батареи – не ниже 12,6 В!

Теперь условно разделим все оставшиеся аккумуляторы на две большие группы – с доступом к заливным отверстиям и без такового. Если у вас современный автомобиль – читай, с мощным генератором и высокой стабильностью поддержания бортового напряжения, – то выбор однозначен: берем батарею без доступа к «потрохам». Исправный аккумулятор такого рода проработает у вас без проблем года четыре, а то и больше – как повезет. Его саморазряд минимален, а заряд принимает «на ура». А вот если у вас, скажем, «Жигули», то лучше взять батарею «подубовее». На нее мы сможем воздействовать, например, оживить после глубо-о-о-кого разряда, если такой, не дай бог, случится. Скажем, поставили машину на длительную стоянку в гараж, а в проводке что-то «гавкнулось» – бывает… Так вот, практика показывает, что малосурьмянистую батарею, даже «убитую», обычно удается через несколько суток заряда привести в чувство. Ее кальциевая коллега более изнеженна и подобного отношения, скорее всего, не простит. Да и цена такого аккумулятора, как правило, ниже, чем у более современных изделий.

Для тех, кто возится с батареей самостоятельно: аккумулятор, залитый на заводе, всегда лучше того, который заливали в гараже или даже на сервисе. Причина – в электролите: в продажу частенько попадает жидкость неизвестной плотности и чистоты. Дистилляторы сегодня тоже применяют разные: дорогостоящие медицинские используют редко, а потому на практике в дело идет чуть ли не вода из-под крана.

Что касается цены батареи, ее брэнда и прочих внешних атрибутов… Все это может быть предметом для обсуждения, но только на заключительном этапе, когда «выбирают по одежке». Переплачивать за одно лишь громкое имя и приобретать изделия исходя из яркости этикеток мы не советуем: в конце концов, та же «Оптима» – далеко не красавица. Впрочем, мы свое мнение уже высказали.

А ДАЛЬШЕ?

В целом мы выполнили намеченную программу полностью, но аппетит под конец опять разыгрался. Интересно, а что будет с нашими батареями, если они пролежат на складе, скажем, еще месяцев пять-шесть? А вот и проверим – когда-то у нас еще будет такая возможность… А ближе к лету вернемся к этой теме.

Кстати, Жюль Верн тоже написал продолжение к своей дилогии «Из пушки на Луну». Герои его «пушечного клуба» решили изменить орбиту Земли – к счастью, весьма неудачно. Посмотрим, улыбнется ли удача кому-нибудь из участников нашего «аккумуляторного марафона»…

Подпишитесь на «За рулем» в