Дизайн. русское слово в «стиле итальяно»

ДИЗАЙН. РУССКОЕ СЛОВО В «СТИЛЕ ИТАЛЬЯНО»

Так и случилось: сегодня автомобили похожи технически и близки по цене, различия – во внешности. Именно она открывает путь к сердцу покупателя.

В разработке стиля и дизайна несомненно лидерство итальянских дизайнерских домов «Пининфарина», «Италдизайн», «ИДЕАинститут» и «Бертоне»: их отличает преемственность и верность традициям итальянской школы. Особое шестое чувство позволяет тонко улавливать тенденции современности.

Независимые дизайнерские фирмы вовлечены в нешуточную борьбу, конкурентами в которой выступают как независимые студии, так и дизайн-центры крупных автопроизводителей. Поэтому им приходится заниматься не только концепцией и дизайном авто, но и инженерной разработкой, моделированием, а «Бертоне» даже располагает предприятием для серийного производства до 70 000 машин в год, где выпускают «Опель Астра Купе» и «Кабрио». «Италдизайн» – фирма, основанная знаменитым Джоржетто Джуджаро и не нуждающаяся в представлении, предлагает пакет услуг, включающий все стадии инженерной подготовки плюс «бесплатный» дизайн. Такой подход вырывает почву из-под ног конкурентов, которые также вынуждены инвестировать во все этапы – от проектирования и создания прототипов до тестирования опытных образцов. Выживает тот, кто способен предложить свежие идеи, более быстрое и качественное исполнение и известное на весь мир имя.

Визитной карточкой дизайнерского ателье «Пининфарина» считают «Феррари». За 70 лет сотрудничества только три модели – «Феррари-Тестаросса 520» в 1958-м, GTO 250 в 1964-м и «Калифорния» были подготовлены самостоятельно, в разработке всех остальных моделей Энцо Феррари полностью полагался на своего стилиста Пинин Фарину. Начиная с «Пежо-403», «Пининфарина» выступает не только как стилист и консультант, но и как партнер «Пежо». Последней разработкой стал «Peugeot 1007», показанный на автосалоне в Париже как совместное достижение двух компаний. Однако при запуске в продажу акцент на имени Пининфарина делаться не будет.

В развивающихся странах, где ассоциации с итальянским стилем могут стимулировать продажи, имена итальянских дизайнеров широко используют в целях рекламы. Например, «GM Индия» запускала «Дэу Нубира» как концепт «Пининфарины» с целью привлечь покупателя, что не вызвало бы аналогичного эффекта в Германии, где нет такого теплого отношения к итальянской идее. Маркетинг сейчас определяет почти все во взаимоотношениях дизайнера и заказчика. По мнению Лоренцо Пининфарины, маркетинг – убийца дизайнера. Принимая заказ, художник должен действовать в рамках так называемого брифа (поставленной задачи) и отказаться от собственной философии.

И все же такие крупные независимые фирмы, как «Италдизайн» и «Пининфарина», предлагают свое, альтернативное видение будущего авто, которое может не совпадать с мнением заказчика. К ним обращаются, когда компании необходимы прорыв или свежая идея («Peugeot 1007» была поручена «Пининфарине» как умышленное отклонение от привычных линий фирменного дизайна «Пежо»). В большинстве же случаев крупные автопроизводители предпочитают заниматься созданием концепта «на дому» – в собственных дизайн-центрах. Например, «Фольксваген».

Компании «Феррари» и «Мазерати», пользующиеся услугами «Пининфарины», никогда не держали собственных дизайнеров. Таким образом для независимых ателье становится выгодным искать заказчиков, не имеющих ни опыта, ни соответствующих возможностей.

Интерес итальянских дизайн-студий выходит далеко за рамки автомобильной тематики. «Пининфарина» и «Италдизайн» конкурируют в области дизайна яхт, поездов, мобильных телефонов, кофейных машин и бутылок для минеральной воды. В этом выражается их подход не только как коммерсантов, но и художников. Так, огонь Туринской Олимпиады зажжется в 2006 году в факеле, стилизованном «Пининфариной».

На российском рынке итальянские дизайнеры пока еще представлены довольно слабо, хотя в списках независимых дизайн-центров Италии и встречаются русские заказчики. Ателье «Карчерано» сотрудничает с АвтоВАЗом и «Ижмашем», группа «Бертоне» выполняет заказ по компьютерному дизайну «РК Компьютерс» для России. Директор по торговле с дальневосточным регионом компании «ИДЕАинститут» Брайан Джонс считает Россию одним из ненасыщенных рынков с огромным потенциалом развития. Но завоевать даже часть его не так просто. По мнению Джонса, русские фирмы вероятнее всего будут подбирать профессиональных инженеров-стилистов и открывать собственные дизайн-центры.

Самая близкая перспектива – сотрудничество с производителями комплектующих. Удобство работы с итальянскими партнерами заключается в том, что все независимые высококлассные дизайн-центры Италии сосредоточены в области Пьемонт, где зарождалась вся итальянская индустрия. Пьемонт со столицей в Турине считается сегодня центром итальянского дизайнерского ноу-хау, здесь работают 25 компаний, подготовивших, начиная с 2001 года, 520 прототипов, 128 из которых освоены в производстве.

По инициативе итальянского правительства для установления связей производителей «Пьемонта» с международными клиентами действует проект «От концепта до автомобиля». В нем участвуют до 170 компаний, предлагающих свои услуги на всех этапах создания машины. В рамках проекта в Турине прошел финал международного конкурса проектов молодых дизайнеров «Стиле Итальяно Джоване». Одним из 20 финалистов оказался русский, 24-летний Алексей Кузьмин из Екатеринбурга. Как видно, у наших молодых талантов есть собственная гордость. И если с итальянским стилем все ясно, то настоящий успех русского еще впереди.

Подпишитесь на «За рулем» в