Регионы: Конец «Зеленки»

В конце августа правительство продлило еще на девять месяцев действие запретительных пошлин на ввоз подержанных автомобилей. И кто бы сомневался, что «временная» мера, введенная с января, превратится в долговременную! Для большой части автомобильного бизнеса Приморья она равносильна смертному приговору – так оценивает ситуацию Игорь Моржаретто.

ПУСТЫЕ ХЛОПОТЫ

Последние 15 лет автомобильный рынок «Зеленый угол» (в народе – просто «Зеленка») был одной из главных достопримечательностей Владивостока. Сюда приезжали со всех концов страны выбрать и купить автомобиль. Да и просто погулять среди бесконечных рядов! Самые разные японские авто выстраивали по классам на склонах крутых сопок. Вот территория, где представлены легковые машины, вот – микроавтобусы, а там, чуть в стороне, тянут к небу стрелы краны и стоит другая строительная колесная техника… На первый взгляд, за последний год почти ничего не изменилось – но все поменялось кардинально. Количество выставленной техники уменьшилось незначительно, однако ни продавцов, ни покупателей почти не видно. Если раньше на каждые два-три автомобиля в торговые дни был как минимум один «менеджер», то сейчас бредешь по рядам запертых машин – и никого. И все вагончики, что стоят в ряд у ворот, тоже закрыты. Судя по вывескам и табличкам, ушел по более важным делам нотариус (потому что здесь никому не нужен), нет спроса на услуги эксперта и таможенного декларанта, отправлять автомобили в Европейскую часть России тоже никто не рвется.

– Тех авто, что завезли в прошлом году, при таком спросе нам хватит лет на десять, – грустно шутит с трудом обнаруженный продавец Григорий (он спал в своем микроавтобусе). – У нас небольшая компания, но до Нового года мы ежемесячно покупали в Японии 30–40 машин, которые за две-три недели уходили на этом рынке и еще на двух мелких площадках в городе. В этом году не привозим совсем. Нам бы продать те 150 машин, что остались! Но за прошлый месяц ушло всего две штуки, и то отдали себе в убыток...

По словам Григория, наметилась странная тенденция. В прошлом году в Россию из Японии активно ввозили в первую очередь малолитражки – они дешевле в растаможке и «на круг», поэтому быстрее расходились. Но в этом году спрос на «короллы» и прочие «витцы» неожиданно упал, покупатели охотнее берут дорогие «ленд крузеры» или «паджеро» (их запасы постепенно сокращаются). Объяснение этому, наверное, одно: раньше жители региона меняли машины раз в два-три года, сейчас такой возможности нет – вот и вкладываются в «долгоиграющие» покупки.

Пустуют стоянки и терминалы, рассчитанные на тысячи машин.

– Новых машин из Японии, считай, не завозят, разве что под конкретный заказ или «под себя», – пожаловался Григорий. – Поэтому из полутора десятков человек, которые работали в фирме прошлым летом, осталось пять. Теперь надо думать, чем дальше заниматься. Я, может, снова в море пойду – вроде обещают набирать экипажи по весне. Но не очень верю: большинство судов в бывшем нашем пароходстве такие старые, что от причала отойти страшно, а новых сейчас не строят…

Словом, состояние, в котором ныне пребывает «Зеленый угол», иначе как агонией не назовешь. По решению городских властей на его месте должен вырасти новый городской квартал. Раньше такие планы вызвали бы массовое возмущение, а теперь всем все равно. Впрочем, и у инвесторов денег на жилищное строительство нет, так что рынок еще поживет. Или помучается.

Все равно никто машины из Владивостока не отправляет...

Вместе со всем бывшим автомобильным бизнесом Приморья без дела оказались те, кто занимался доставками «японок» во Владивосток и отсюда – дальше по России. Пустуют таможенные стоянки, терминалы у железнодорожных станций. Позакрывались мастерские, которые собирали машины из ввезенных по частям «конструкторов» (на бэушные комплектующие тоже подняли таможенные пошлины). Зато вроде бы неплохо чувствуют себя сервисные центры, автомастерские и магазины по продаже запчастей – в кризис спрос на их услуги даже вырос. Понятно, не от хорошей жизни.

Кстати, и в самой Японии продажи подержанных автомобилей по итогам первого полугодия рухнули до уровня 25-летней давности. Торговцы секондхэндом пытаются переориентироваться на другие рынки, например на Юго-Восточной Азию, но получается неважно: там тоже кризис.

Цены снижаются, а покупателей все нет.

…В городской администрации бодро сообщили, что после введения запретительных таможенных пошлин массовой безработицы во Владивостоке не наблюдается. На конец лета официально в списке краевой биржи труда значилось около 40 тысяч человек, или меньше 4% всего трудоспособного населения. Правда, никто при этом не сомневается, что число незарегистрированных безработных, возможно, на порядок больше, просто каждый выкручивается сам, как может… Но и раньше – с формальной точки зрения – большинство тех, кто занимался, скажем, перегонкой машин на «большую землю», нигде официально не числились.

ВОСТОЧНЫЙ ФОРПОСТ ИТАЛЬЯНЦЕВ

Но нельзя сказать, что во Владивостоке все так плохо, – жизнь продолжается. Более того, в городе набирает обороты подготовка к саммиту АТЭС (он пройдет здесь через три года). Прокладывают новые дороги, строят гостиницы, офисные здания и самый большой в стране мост – он соединит остров Русский с материком. В этой части финансирование даже увеличивается. Не так давно компания «Соллерс» официально объявила, что все-таки откроет на Дальнем Востоке автосборочный завод. Нашли площадку в одном из цехов судоремонтного предприятия «Дальзавод». Даже деньги нашли – в присутствии премьер-министра России Владимира Путина глава Внешэкономбанка подписал соглашение о выделении кредита в 5 млрд. рублей для создания автосборочного производства и ряда компонентных производств. По планам, сборка начнется уже в конце этого года с грузовых моделей «Исудзу» и коммерческих на базе «ФИАТа-Дукато» (маршрутные такси, автобусы для школьников, инкассаторские фургоны и машины скорой помощи). Затем, в первой половине 2010 года, стартует выпуск вседорожников «СанЙонг». И еще: губернатор Приморского края Сергей Дарькин уже не раз «проговаривался», что «Соллерс» ведет переговоры о сборке легковых автомобилей и с японскими компаниями. «Соллерс», правда, эту информацию не подтверждает.

Эта часть рынка «Зеленый угол» уже свободна от машин.

На первом этапе завод сможет выпускать 10–15 тыс. вседорожников, грузовых и коммерческих автомобилей, которые будут продавать преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке. Для этого потребуется не так много работников, всего несколько сотен. Это не проблема. Люди, виртуозно собиравшие-разбиравшие японские вседорожники, легко освоят сварку и окраску итальянских микроавтобусов. А вот поверят ли в местную сборку дальневосточные автомобилисты, привыкшие к машинам японского качества? Пока они относятся к «нашемаркам» настороженно и в большинстве своем не слишком верят в успех всего проекта. Впрочем, правительство, похоже, иного выхода просто не оставило.

Подпишитесь на «За рулем» в