Регионы: Конец «Зеленки»
ПУСТЫЕ ХЛОПОТЫ
Последние 15 лет автомобильный рынок «Зеленый угол» (в народе – просто «Зеленка») был одной из главных достопримечательностей Владивостока. Сюда приезжали со всех концов страны выбрать и купить автомобиль. Да и просто погулять среди бесконечных рядов! Самые разные японские авто выстраивали по классам на склонах крутых сопок. Вот территория, где представлены легковые машины, вот – микроавтобусы, а там, чуть в стороне, тянут к небу стрелы краны и стоит другая строительная колесная техника… На первый взгляд, за последний год почти ничего не изменилось – но все поменялось кардинально. Количество выставленной техники уменьшилось незначительно, однако ни продавцов, ни покупателей почти не видно. Если раньше на каждые два-три автомобиля в торговые дни был как минимум один «менеджер», то сейчас бредешь по рядам запертых машин – и никого. И все вагончики, что стоят в ряд у ворот, тоже закрыты. Судя по вывескам и табличкам, ушел по более важным делам нотариус (потому что здесь никому не нужен), нет спроса на услуги эксперта и таможенного декларанта, отправлять автомобили в Европейскую часть России тоже никто не рвется.
– Тех авто, что завезли в прошлом году, при таком спросе нам хватит лет на десять, – грустно шутит с трудом обнаруженный продавец Григорий (он спал в своем микроавтобусе). – У нас небольшая компания, но до Нового года мы ежемесячно покупали в Японии 30–40 машин, которые за две-три недели уходили на этом рынке и еще на двух мелких площадках в городе. В этом году не привозим совсем. Нам бы продать те 150 машин, что остались! Но за прошлый месяц ушло всего две штуки, и то отдали себе в убыток...
По словам Григория, наметилась странная тенденция. В прошлом году в Россию из Японии активно ввозили в первую очередь малолитражки – они дешевле в растаможке и «на круг», поэтому быстрее расходились. Но в этом году спрос на «короллы» и прочие «витцы» неожиданно упал, покупатели охотнее берут дорогие «ленд крузеры» или «паджеро» (их запасы постепенно сокращаются). Объяснение этому, наверное, одно: раньше жители региона меняли машины раз в два-три года, сейчас такой возможности нет – вот и вкладываются в «долгоиграющие» покупки.
– Новых машин из Японии, считай, не завозят, разве что под конкретный заказ или «под себя», – пожаловался Григорий. – Поэтому из полутора десятков человек, которые работали в фирме прошлым летом, осталось пять. Теперь надо думать, чем дальше заниматься. Я, может, снова в море пойду – вроде обещают набирать экипажи по весне. Но не очень верю: большинство судов в бывшем нашем пароходстве такие старые, что от причала отойти страшно, а новых сейчас не строят…
Словом, состояние, в котором ныне пребывает «Зеленый угол», иначе как агонией не назовешь. По решению городских властей на его месте должен вырасти новый городской квартал. Раньше такие планы вызвали бы массовое возмущение, а теперь всем все равно. Впрочем, и у инвесторов денег на жилищное строительство нет, так что рынок еще поживет. Или помучается.
Вместе со всем бывшим автомобильным бизнесом Приморья без дела оказались те, кто занимался доставками «японок» во Владивосток и отсюда – дальше по России. Пустуют таможенные стоянки, терминалы у железнодорожных станций. Позакрывались мастерские, которые собирали машины из ввезенных по частям «конструкторов» (на бэушные комплектующие тоже подняли таможенные пошлины). Зато вроде бы неплохо чувствуют себя сервисные центры, автомастерские и магазины по продаже запчастей – в кризис спрос на их услуги даже вырос. Понятно, не от хорошей жизни.
Кстати, и в самой Японии продажи подержанных автомобилей по итогам первого полугодия рухнули до уровня 25-летней давности. Торговцы секондхэндом пытаются переориентироваться на другие рынки, например на Юго-Восточной Азию, но получается неважно: там тоже кризис.
…В городской администрации бодро сообщили, что после введения запретительных таможенных пошлин массовой безработицы во Владивостоке не наблюдается. На конец лета официально в списке краевой биржи труда значилось около 40 тысяч человек, или меньше 4% всего трудоспособного населения. Правда, никто при этом не сомневается, что число незарегистрированных безработных, возможно, на порядок больше, просто каждый выкручивается сам, как может… Но и раньше – с формальной точки зрения – большинство тех, кто занимался, скажем, перегонкой машин на «большую землю», нигде официально не числились.
ВОСТОЧНЫЙ ФОРПОСТ ИТАЛЬЯНЦЕВ
Но нельзя сказать, что во Владивостоке все так плохо, – жизнь продолжается. Более того, в городе набирает обороты подготовка к саммиту АТЭС (он пройдет здесь через три года). Прокладывают новые дороги, строят гостиницы, офисные здания и самый большой в стране мост – он соединит остров Русский с материком. В этой части финансирование даже увеличивается. Не так давно компания «Соллерс» официально объявила, что все-таки откроет на Дальнем Востоке автосборочный завод. Нашли площадку в одном из цехов судоремонтного предприятия «Дальзавод». Даже деньги нашли – в присутствии премьер-министра России Владимира Путина глава Внешэкономбанка подписал соглашение о выделении кредита в 5 млрд. рублей для создания автосборочного производства и ряда компонентных производств. По планам, сборка начнется уже в конце этого года с грузовых моделей «Исудзу» и коммерческих на базе «ФИАТа-Дукато» (маршрутные такси, автобусы для школьников, инкассаторские фургоны и машины скорой помощи). Затем, в первой половине 2010 года, стартует выпуск вседорожников «СанЙонг». И еще: губернатор Приморского края Сергей Дарькин уже не раз «проговаривался», что «Соллерс» ведет переговоры о сборке легковых автомобилей и с японскими компаниями. «Соллерс», правда, эту информацию не подтверждает.
На первом этапе завод сможет выпускать 10–15 тыс. вседорожников, грузовых и коммерческих автомобилей, которые будут продавать преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке. Для этого потребуется не так много работников, всего несколько сотен. Это не проблема. Люди, виртуозно собиравшие-разбиравшие японские вседорожники, легко освоят сварку и окраску итальянских микроавтобусов. А вот поверят ли в местную сборку дальневосточные автомобилисты, привыкшие к машинам японского качества? Пока они относятся к «нашемаркам» настороженно и в большинстве своем не слишком верят в успех всего проекта. Впрочем, правительство, похоже, иного выхода просто не оставило.