Конкурс. взломщикам
Верно ответивших – без малого тысяча. Непросто оказалось определить призера. Удача выпала Валентину ДИКАРЕВУ из Подмосковья. Ему достается призовая сумма 6000 руб. и комплект зимних шин Nokian Hakkapeliitta 4.
Ясно, что двадцать первая задача далеко не из самых сложных, но скрыт в ней некий глубинный смысл. Мы надеялись, что автомобилисты, особенно малоопытные, с пользой для себя над ней призадумаются.
В нашем деле случаются ситуации, которые – в зависимости от сообразительности водителя и его дальнейших действий – могут закончиться по-разному. То, что для одного остается легким приключением, для другого оборачивается огромными материальными потерями: ну-ка, вспомните, почем нынче серьезный ремонт двигателя! Но и это еще не все. Неожиданно «вскипятив» двигатель, можно опоздать на важнейшую встречу, вовремя не довезти больного к медикам, а где-нибудь в пустынных местах это прямая угроза жизни водителя!
Что же могло произойти в нашем случае? Практически все отвечают: скорей всего, термостат был неисправен (основной клапан заело, заклинило и т. п. в открытом положении или предыдущий владелец «из лучших побуждений» просто выкинул из прибора его «кишочки»). Действительно, в таких случаях мотор очень неохотно прогревается даже в теплое время года.
Но вот заменили термостат, и мотор – сразу после запуска – начал быстро перегреваться. В чем причина? К сожалению, многие дают самое распространенное (и столь же банальное!) объяснение: Георгич, мол, настоящий «чайник», забывший о воздушных пробках, появившихся в системе при сливе «Тосола». Самые упрямые считают, что достаточно об этом сказать – и приз в кармане. Но немало нашлось тех, кто воздушной пробкой не ограничился: бывают и другие причины перегрева. Один из читателей поведал о том, как мотор его «семерки» перегревался из-за перекоса байпасного клапана термостата (значительная часть жидкости в радиаторе уже не охлаждалась). Правда, это не вызвало бы перегрева на холостом ходу.
А возможен отказ датчика температуры, по команде которого включается электровентилятор? Конечно! Но странное получается совпадение: едва заменили термостат – кончился датчик! Впрочем, есть и более утонченная версия: датчик, мол, скис еще у прежнего хозяина – и тогда… Дальше фантастика: нет бы заменить датчик (минутное дело!) – хозяин же предпочел грязную возню с термостатом, решив взломать его клапаны, чтобы «Тосол» циркулировал по большому контуру – и этим «компенсировал» неработающий вентилятор. Странное решение… Опять-таки, не проще ли подключить напрямую сам вентилятор? К тому же стоит вспомнить, что именно обдув радиатора имеет первостепенное значение: если ветерка нет, то на тяжелом режиме работы двигателя никакая циркуляция от перегрева не спасет!
Вот прямо-таки изысканная версия: в радиаторе скопилась (еще при прежнем владельце) грязь, нарушившая теплопередачу. Чтобы выйти из положения, хитрый автомобилист взломал термостат – пусть вся жидкость идет «по большому кругу»! А Георгич, понятно, об этом не знал, так что с новым термостатом (даже переключившимся на большой контур!) начался перегрев. Здесь нас смущает лишь одна деталь: если радиатор очень грязный, то именно он и ограничит передачу тепла от жидкости к воздуху. Даже взломав термостат, от перегрева не спасешься. Выходит, «взлом» имеет смысл, по существу, в одном случае – если сам термостат отказал. Или если в его работоспособности кто-то сомневается: когда от жары некуда деться, еще не то взбредет в голову!
И все-таки любой «взломщик» должен четко понимать смысл содеянного – чтобы «Тосол» циркулировал по большому контуру, малый-то надо заткнуть. Здравомыслящие люди обычно забивают плотную пробку в верхний патрубок термостата. Но прежний хозяин оказался из числа оригиналов, которым этих хлопот мало, – они для чего-то «глушат» патрубок на самом двигателе. В первом случае установка нового термостата привела бы все в норму. Во втором – обернулась перегревом: циркуляции нет никакой, «Тосол» в рубашке охлаждения кипит, а термостат-то холодный – значит, закрыт. Ехать нельзя!
…Совсем странная версия: «чайник» Георгич, меняя термостат, зачем-то перепутал провода питания электровентилятора – и тот, понятно, дул не в ту сторону… Не будем дальше обсуждать – неловко как-то.
Итак, совершенно правильный выход Георгичу подсказали! Наш призер назвал эту ситуацию стандартной – дескать, очень многие затыкают пробкой патрубок на двигателе, а не в термостате, а потом часто сами об этом забывают. Кипит наш разум… а с ним и двигатель!
Поздравляем Валентина Дикарева с заслуженной наградой.
ЗАДАЧА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ЗАТМЕНИЕ
Васе Шлыкову к его основательности чуток бы опыта – цены пацану не было! Собрался почистить карбюратор «Озон», зачем-то разобрал его до последней пружинки. Зато вскоре засверкал «Озон» ярче нового. Мотор завелся и прекрасно заработал на холостом ходу. Но когда Вася пробовал тронуться, мотор глох… Так повторялось раз за разом. Наконец, взмокший Вася вылез из «семерки» и начал пинать ногами все, что попадется. На шум прибежал сосед, велел снять крышку воздухофильтра – и тут же обидно обозвал Васю, а после долго хохотал: «Ну, ты и Кулибин!»
Что скажете, знатоки?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 января 2005 г. по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по е-mail: [email protected]. Тел. (095) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, ИНН и номер страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.