Женский взгляд. права по-американски
Все бы ничего, но этот южный штат занимал в США второе место по преступности – ходить пешком было опасно. Решила осваивать автомобиль!
Для тренировки заботливый профессор одолжил мне свой маленький «гольфмобиль», на котором передвигался по территории колледжа. Был у меня там еще один «тренажер» – микроавтобус «Форд» на 15 мест. Темнокожий водитель очень удивился, когда я спросила, где третья педаль: бедняга никогда не видел машин с механической коробкой.
Когда я научилась держаться своей полосы, меня отвезли в полицейский участок. Там дали красочный буклет: две трети информации касалось допустимых доз спиртного (пива, виски, вина). Не рекомендовалось (!) также принимать наркотики. Вторая часть «правил» касалась пешеходов – их надо пропускать всегда и везде. Информации о дорожных знаках почти не было, да и незачем: все, что нужно знать водителю, крупно написано на дороге светящимися буквами – не заметить трудно. Через день-два я приехала в полицию сдавать «правила» на компьютере, предварительно пройдя тест на остроту зрения. Удивительно, но и вопросы в основном касались выпивки… Сдав тест, я получила временное удостоверение – без фото, но с печатью и моим личным номером. Теперь можно за руль, но рядом с человеком, у которого стаж более трех лет.
Следующий этап – вождение: ездить-то я так и не умела!
«Самое главное – пристегнись и заставь пристегнуться соседа, основные штрафы за это», – учил инструктор. На дорогах полицейских почти нет, а население очень «заботливое». Часто попадается странный знак: глаз, а под ним подпись «Neighbourhood watch» – это означает, что окрестные жители не дремлют: если что не так – сообщат куда надо и получат за бдительность вознаграждение, которое не облагается налогом, – для некоторых это своего рода бизнес.
Мне хватило семи занятий, трудностей особых не помню. Сдавать экзамен поехала на профессорском «шестисотом». В машину подсела темнокожая женщина-полицейский. Я так волновалась, что напрочь забыла главное наставление инструктора. Сижу, жду команду, а она с каменным лицом шипит что-то вроде «бакл ап». Не понимаю! Снова: «бакл ап» – я в ступоре смотрю на дорогу. Наконец дама нервно пристегивается и предупреждает: если я сейчас же не тронусь, она выйдет из машины. Оказывается, «бакл ап» – «пристегнись»... Тронулись. Слышу команду «прямо», но на пути ряд пирамидок, догадываюсь, что надо ехать между ними… «Быстрее!» – жму на газ… Снова приказ: припарковаться задним ходом – это считается трудно, но у меня как раз хорошо получилось. Инспектор выглядывает из машины, хмыкает – едем дальше. На финише предложила двигаться задним ходом – начинаю вилять, но сплошную линию вроде не пересекаю. Инспектор командует выйти из машины и следовать за ней. В полицейском участке она передает меня человеку с фотоаппаратом, тот ставит к стене и начинает рассказывать анекдоты, но мне не до смеха. Подошли еще несколько человек – все стараются меня рассмешить. Оказывается, у них принято, чтобы на фото для прав человек широко улыбался… Наконец-то до меня дошло, что все в порядке – driver license есть!
Первой моей машиной стал пятилетний темно-синий «Понтиак Санбёрд», купленный за три тысячи долларов. Машинка неплохая, но, как выяснилось, совсем «слабенькая» – на небольшую горку ползла с натугой, с профессорским «мерсом» не сравнить. Через год я поменяла ее на четырехлетний «Ниссан Сентра» спортивного типа – очень удобный. В общей сложности за 2,5 года накатала по Америке примерно 120 тысяч миль.
Сегодня на родных просторах я вполне освоилась: вожу «Хёндэ Акцент» и очень им довольна. А американский опыт вспоминаю с улыбкой…
НАТАЛИЯ СМЕТАНИНА, ВРАЧ