Формула 1. шумахер и тайфун
Все субботние заезды спешно отменили, квалификационную сессию перенесли на воскресное утро и… Команды с удивлением обнаружили – так и дешевле, и гораздо удобнее! «Это понравилось зрителям», – подметил президент ФИА Макс Мосли. «Лишний день отдыха пилотам только на пользу», – заявил Кими Райкконен. А шеф «Рено» Флавио Бриаторе высказался прямолинейно: «Трехдневный уик-энд вообще слишком растянут, глуп и абсурден».
Появилась идея оставить такой формат квалификации на весь сезон-2005. Как и у других нововведений, у нее немало противников. Но, в конце концов, все разумное, что когда-либо предлагали боссы формулы 1, в том или ином виде было реализовано. Новый регламент, по которому пройдет чемпионат мира будущего года, – не исключение. Два года назад предложение «одного мотора на весь уик-энд» вызвало у команд приступ праведного негодования. А в 2005-м, по имеющемуся плану, на 19 этапов каждому пилоту отводится всего 10 двигателей.
Окончательное утверждение регламента состоится в марте, за считанные дни до старта первой гонки нового сезона. Но уже сейчас многие краеугольные камни обрели вполне понятную форму. На сцену выходит принципиально новое правило «одного комплекта шин на всю гонку». И уже никто не встречает его в штыки. Технический директор «Феррари» Росс Браун отметил лишь, что оно не вполне согласуется с глобальной концепцией ФИА по сокращению расходов команд. «Мы с каждым годом едем быстрее, поэтому скорости стараются сдержать. Правильный шаг. Однако теперь, чтобы понять, как работает резина нового состава, всем командам придется намотать в пять раз больше тестовых кругов». Справедливое замечание: ведь объем тестов планируется, наоборот, существенно снизить.
Но все же не шины и моторы – главная тема препирательств руководителей команд с начальством ФИА. На одном из осенних саммитов Берни Экклстоун (между прочим, владелец коммерческих прав на формулу 1) потребовал увеличить размер номеров на машинах – дескать, они все уменьшались, уменьшались, и сегодня их вообще не разглядеть среди прочих полезных надписей. Смешной вроде повод, но команды отреагировали бурными протестами: жертвовать рекламной площадью ради каких-то циферок?! Гонщиков, мол, вполне можно различить по шлемам.
Вот и думай после этого, кто важнее для команд – зрители или спонсоры? Об интересах зрителей, впрочем, тоже достаточно пекутся. Иначе и не заикнулись бы о том, что в 2005 году в командах будет не по два, а по три пилота! Просто вместо десяти команд на старт вышли бы семь: внести поправки в регламент, не допускающий старт «менее 20 машин», – минутное дело.
Кажется, это оставалась последняя, свято охраняемая традиция формулы 1, которой не коснулся еще топор дровосека. Этапов нынче не 16, как «было всегда», а… сколько получится. Загублена система начисления очков, не менявшаяся полвека, и вместе с ней исказилась вся статистика чемпионатов мира, начиная с 1950 года. Пилотом формулы 1 может стать никому не известный парень, ранее ничего особенного не выигравший, но с большим «личным бюджетом». Даже шампанское на подиуме сегодня дозволительно подавать безалкогольное!
И все-таки ФИА склонна пойти на этот крайне нежелательный шаг. Во-первых, 14 автомобилей – как-то несолидно для главных автогонок планеты. А во-вторых, почему бы и нет? Кто и когда решил, что два экипажа – оптимум во веки веков? Команды вяло отмахивались: дополнительный автомобиль на Гран-при ну никак не поможет сокращению расходов! Но сначала «Феррари» согласилась выставить третью машину, затем «Вильямс» тонко намекнул, что «так и быть, в случае чего» возьмет на борт безработного Дейвида Култарда третьим пилотом без оклада.
Окончательного решения пока нет, ждем до марта. Сегодняшняя формулировка законопроекта примерно такова: если не наберется десятка команд (а их наверняка не наберется!), то все команды по желанию смогут выставить третий автомобиль. Основные споры вызывает теперь начисление очков в Кубке конструкторов. Один из вариантов просто поражает глубиной: пилот, считающийся третьим, вообще не может заработать очков! Вдобавок ему нельзя появляться на официальных пресс-конференциях и подниматься на подиум. То есть катайся в удовольствие, попутно тестируй шины и создавай приятную глазу видимость массовости. И не обессудь – едва ли тебе достанется машина, реально способная за что-то побороться.
Единственное, на что безоговорочно согласились все команды – изменения, касающиеся безопасности. Техническая рабочая группа (TWG), составленная из главных инженеров команд, предложила новые, более прочные тросы крепления колес и утолщенные боковые подголовники. А передние антикрылья, дефлекторы и другие детали из углепластика будут покрыты специальной пленкой, чтобы их обломки не порезали шины и не причинили травм.
Михаэль Шумахер в конце октября опробовал гибрид «Феррари», модифицированный с учетом всех основных новшеств 2005 года – мотора, шин, аэродинамики. «По-моему, его единственное отличие от сегодняшней модели – некоторый недостаток мощности», – подытожил семикратный чемпион, косвенно послуживший причиной чуть не всех изменений правил за последние пять лет. Разумеется, наряду с тайфуном Ма-Он.
КОММЕНТАРИЙ
В списке – 19 этапов. Но это число не окончательное. Как ни печально, главный фаворит на вылет – Большой приз Великобритании. Новый владелец трассы в Сильверстоуне, Клуб британских автогонщиков (BRDC) не достиг договоренности с Берни Экклстоуном по финансовым вопросам. Переговоры возобновлялись неоднократно, но все зашли в тупик. Берни не расположен радовать соотечественников гонками бесплатно: «Даже своему родному Гран-при, который мне особенно дорог, мы не можем делать поблажки. Очень жаль его терять, но у нас все-таки чемпионат мира, а не Великобритании». Также под вопросом и по тем же причинам – гонка в Имоле.
Принципиально новый этап в календаре – Гран-при Турции. Рассказ о строительстве трассы близ Стамбула – в одном из ближайших номеров.