Подкалиберный снаряд
На 16-клапанном моторе VAZ 2112, хотя он и сложней 8-клапанного, проверить состояние ремня очень легко, если только вы не поленитесь изготовить простейший (см. рис. и фото) калибр. Из чего? Мой сделан из дюралевого профиля. Подойдут и уголки 20х20, соединенные клепкой. А кто-то воспользуется текстолитом, пластмассой, – как говорится, возможны варианты. Важно лишь соблюсти основные размеры, показанные на рисунке.
Пользуемся калибром так. Снимаем крышку лючка наверху защитного кожуха ремня ГРМ и вводим вместо нее калибр. Он должен войти с небольшим усилием в просвет между ремнем и крышкой ГРМ. На холодном моторе здесь должен уместиться калибр 16 мм. Если входит очень легко, нажмем на него вниз – станет понятно, насколько недотянут ремень. Не входит – ремень перетянут.
После полного прогрева двигателя картина существенно изменится: калибр 12 мм должен входить, а 16 мм – нет. Если и 12 мм не входит, ремень сильно перетянут. И, конечно, калибр 16 мм на горячем моторе не должен уместиться ни при каких условиях – иначе ремень совершенно слаб!
По результатам такого контроля мастер примет решение о дальнейших действиях. Владелец может периодически проверять натяжение ремня, чтобы вовремя узнать о необходимости регулировки.
Другая опасность – сползание ремня, трущегося о реборду ролика. Вот беда, с которой порой сталкиваются владельцы 16-клапанных моторов. Проверить, не случилось ли это, позволяет вырез на основании калибра. Его длина 13 мм – расстояние от наружной поверхности крышки до кромки правильно работающего ремня. Если же последний сползает, то чаще всего к двигателю – тогда между торцом калибра и ремнем вы увидите в окошке лючка зазор. Ну а при смещении ремня в противоположную сторону заметите, что калибр уперся в ремень и не достает до крышки.