Яйцо вкрутую
Высоким уровнем пассивной безопасности сегодня могут похвастаться многие модели. Но «Пининфарина» опробует нестандартные решения на самом уязвимом – маленьком городском автомобиле, у которого невозможно сделать достаточно большими зоны деформации кузова. Длина «Нидо» (по-итальянски – гнездо) всего 2890 мм, база 2068 мм – двухместный концепт с задним расположением двигателя по компоновке и размерам близок к «Смарту».
Дизайнеры «Пининфарины» намеренно не стали перегружать кузов стилистическими изысками, подчеркивая функциональность. Панели из пластика – лишь кожа на скелете, обеспечивающем безопасность водителя, пассажира и пешеходов. Каркас – из нержавеющей стали, хорошо поглощающей энергию удара и, конечно, не требующей антикоррозионной обработки. Часть профилей заполнена пенопластом.
Но даже такой скелет не обеспечивает надежной защиты: слишком мала зона деформации. Чтобы понять, как безопасно рассеять огромную силу, конструкторы нарисовали… яйцо. Если оно сырое или сварено всмятку, тонкая скорлупа колется при малейшем ударе и не защищает содержимого. А если вкрутую – наружная оболочка, конечно, растрескается, но удар погасит плотная органическая масса.
В «Нидо» роль скорлупы выполняет кузов. В середине «яйца» – салазки (на них закреплены сиденья), способные двигаться вперед на 350 мм и назад на 120 мм. А между этой сердцевиной и оболочкой – поглотители из пористого материала, работающие как пружина. Они заметно снижают замедление салазок и (что не менее важно) делают его постоянным. Приборная панель тоже участвует в поглощении удара. Ни жесткая рулевая колонка, ни педальный блок при аварии не повредят водителю. Их попросту нет – в «Пининфарине-Нидо» применили управление по проводам, без тяг и прочего железа.
Интерьер отделан мягкими материалами, даже внутренние ручки дверей представляют собой ременные петли. А как же дополнительное оборудование? Его нет, что, по мнению создателей концепта, компенсирует затраты на более важную безопасность. Да и много ли нужно в коротких городских поездках – электронный органайзер, телефон? Их легко закрепить специальной «липучкой» на правом сиденье, приборной панели или мощном тоннеле кузова.
Передняя часть автомобиля тщательно продумана с точки зрения безопасности пешеходов. Фары вынесены вверх, на кузове нет ни одного выступающего элемента, а материал панелей при столкновении с пешеходом работает подобно плотной подушке.
«Пининфарина» утверждает, что всерьез рассматривает возможность серийного производства «Нидо». У итальянской фирмы богатый опыт сотрудничества со многими известными компаниями: от «Феррари», которую такой проект вряд ли заинтересует, до «Форда», чей родстер «СтритКа» – совместное с итальянцами творчество. Так что не исключено, что внешние черты, а может и конструкцию «Нидо» со временем воплотят в серийном городском автомобильчике. Интересно, какую эмблему поставят на капоте?