Все машины хороши, выбирай на вкус!
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЛАУРЕАТ
В далеком 1964 году звание «Лучший автомобиль» учредили семь ведущих европейских журналов, с тех пор жюри разрослось до 58 пожизненных членов, каждый из которых распоряжается 25 «голосами». (Одному автомобилю можно отдать не более 10.)
Их решения не раз изумляли неожиданностью – потому на машины-кандидаты делают ставки в тотализаторах, а среди угадавших победителя разыгрывают призы. В этом году, например, читатель немецкого журнала «Штерн», который смог предвосхитить победу «Тойоты-Приус», получит «ФИАТ-Панда» – автомобиль 2004 года.
Победа гибридного авто, далеко не супербестселлера в Европе, к тому же впервые представленного в нынешнем виде еще в 2003 году, бесспорно, попытка предначертать будущее автомобилестроения. «Тойоте» удалось сделать «почти электромобиль» не только массовым, но и экономичным в прямом и переносном смысле. Сегодня «Приус» стоит в Европе на 2500 евро дороже «Авенсиса», но благодаря экономичности и низкой стоимости обслуживания его годовое содержание обходится на 100 евро дешевле!
Легендарная надежность «тойот» позволила дать на электрическую часть, включая батареи, восьмилетнюю гарантию (в США). Неудивительно, что продажи растут.
Итак, 406 голосов из 1450 возможных получил «Приус», за ним с довольно большим отрывом идут «Ситроен С4» (267 баллов) и новый «Форд Фокус» (228).
ЯПОНСКАЯ КУХНЯ
Конкурс «Автомобиль года» проводится в Стране восходящего солнца почти четверть века. В жюри 55 членов из числа видных журналистов и специалистов автомобильной отрасли. Устав не позволяет раздувать жюри свыше 60 человек, оно регулярно обновляется. В распоряжении каждого по 25 баллов, но одному автомобилю также нельзя отдать более 10. Остальные 15 распределяются среди финалистов первого этапа голосования.
Японским автомобилем года стала нынче «Хонда-Ледженд» – за нее отдано 425 «голосов» (в США известна как «Acura RL»). Лучшим импортным авто назвали «Фольксваген Гольф» (набрав 247 баллов, он следует за «Легендой»).
В специальных номинациях победили БМВ 1-й серии – «Автомобиль удовольствия», «Мазда-Вериса» («Практичная покупка») и изощренный полный привод SH-AWD той же «Легенды», признанный наиболее передовой технологией года (см. ЗР, 2004, № 6).
NACTY: ВЫБРАНО В АМЕРИКЕ
Этот конкурс – североамериканский автомобиль и грузовик года, – приуроченный к Детройтскому автосалону, имеет десятилетнюю историю. В жюри входят 49 журналистов крупнейших изданий США и Канады, причем, учитывая специфический менталитет американцев, наряду с лучшим легковым автомобилем выбирают и пикап.
На последнем Детройтском салоне, прошедшем почти год назад (подробнее см. ЗР, 2004, № 3), первое место занял… тот самый гибридный «Приус», покоривший в конце года европейское жюри! Второе и третье места у роторной «Мазды RX-8» и родстера «Кадиллак-XLR».
Лучшим пикапом стал, конечно же, «патриотичный» «Ford F150», за ним – «Ниссан Титан» и вседорожник «Cadillac SRX». Кто победит в 2005-м? Дождемся январского салона в Детройте, где объявят очередную пару призеров…
О призерах разных конкурсов вы можете прочитать на страницах журнала:
ЗР, 2005, № 1.
Ford Focus II :
ЗР, 2004, № 12.
ЗР, 2005, № 1.
ЗР, 2004, № 12.
Mazda Verisa :
ЗР, 2005, № 1.
ЗР, 2004, № 10.
ЗР, 2004, № 10.
ЗР, 2004, № 10.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
РЭЙ ХАТТОН,
председатель жюри европейского конкурса «Автомобиль года»
Автомобиль года. Он задает новые стандарты в вождении, дизайне или практичности... Впервые за всю историю конкурса победителем стала гибридная «Тойота Приус». У нее самый низкий уровень вредных выхлопов и хорошая экономичность.
В числе тех 37 членов жюри, кто отдал «Приусу» максимальное количество баллов, был и я. Этот автомобиль выделяется из вереницы отличных, но все-таки довольно традиционных хэтчбеков, таких как «Ситроен С4», «Форд Фокус» и «Опель Астра».
Единственный «гибрид» из 32 кандидатов, представленных на рынке за последние 12 месяцев, стал любимчиком членов жюри из самых разных стран. За него практически единодушно проголосовала Скандинавия: журналисты из Швеции, Финляндии и Норвегии поставили максимальные 10 баллов. Удивительной оказалась поддержка со стороны Франции – все шесть членов жюри отдали предпочтение «Приусу», оценив его выше других финалистов, в том числе «Ситроена», «Рено» и «Пежо»! А из шести английских членов жюри только двое отдали первенство «Тойоте» – по общему количеству выставленных баллов тут победил «Ситроен».
В целом жюри конкурса «Автомобиль года» рассматривает «Приус» как машину будущего. Вот некоторые комментарии:
«Приус – самый современный автомобиль. Он позволяет по-настоящему ощутить вкус будущего» – Франсис Монсенерг, Франция.
«Изумительный, технологически продвинутый, причиняющий минимальный вред окружающей среде автомобиль будущего уже здесь» – Марианна Стернер, Швеция.
«Очень практичная машина, которая наносит окружающей среде гораздо меньше вреда, чем другие современные автомобили» – Миклош Гайдан, Венгрия.
«Принимая во внимание масштабы дорожного движения, это самая убедительная альтернатива на пути к мобильному и экологически чистому будущему» – Тон Рокс, Голландия.
В 2001-м «Приус» первого поколения уже фигурировал среди претендентов на звание «Автомобиль года». Тогда мнения разделились: первый гибридный седан нашли медленным, тесным и уродливым. Второе поколение изжило недостатки. Автомобиль разгоняется до 160 км/ч, а в тестах на экономичность показывает результат 4,3 л/ 100 км.
Однако «Приус» второго поколения хорош не просто как гибридный автомобиль. Так, на крэш-тестах EuroNCAP он получил пять звезд.
Спрос на новый «Приус» чрезвычайно высок и в Японии, и США. «Тойота» уже планирует вдвое увеличить выпуск – с 90 до 180 тысяч в год. В Америке, где стоимость бензина стремительно растет, некоторые знаменитости, особенно заинтересованные в заботе об окружающей среде, готовы по полгода ждать, чтобы купить японскую новинку. «Приус» пришелся по вкусу и европейскому покупателю. Замечу, что до сих пор только один автомобиль сумел стать столь популярным по обе стороны Атлантики – это «Форд Фокус».