Лада дэнсо
0 А зачем в России свечи? Хороший вопрос, правда? Что поделаешь – японцы до сих пор знают о нас примерно столько же, сколько мы о них. Прикольная борьба сумо (не путать с сакэ!), полное непонимание преимуществ вилки над палочками, а вдобавок – Чио-Чио-сан, обманутая американским Рэмбо. В ответ вежливые островитяне посмеиваются над европейцами – мол, варвары! – и продолжают игнорировать все языки, кроме родного. Заблудишься на улице – не выбраться!
Но в конце 2004 года произошло небывалое – фирма «Дэнсо» (Denso) пригласила в гости русского журналиста. Впервые в своей истории…
ДЕЛО ТОНКОЕ
По объему производства и продаж автокомпонентов «Дэнсо» уступает во всем мире только американской «Делфай» и немецкому «Бошу». Но при всем при том мы ее и правда не знаем… Думаю, именно это и послужило причиной неожиданного приглашения. На далеких островах поняли, что русские прогнали-таки со своих улиц медведей, начали ездить на автомобилях и бойко покупать свечи зажигания…
Восточная свеча – дело тонкое. Даже очень тонкое – с диаметром центрального электрода всего 0,4 мм! Никакая другая фирма в мире пока не может поставить на поток свечи зажигания с такими тонюсенькими электродами. А «Дэнсо» – смогла: лазером приваривает иридиевый электрод по кругу. Более того – научилась приделывать такой же тоненький стерженек к боковому электроду: этого тоже никто больше не умеет.
Зачем? Согласно официальному заявлению фирмы, применение иридиевых свечей «Дэнсо» в ЛЮБОМ автомобиле обязательно приведет к снижению расхода топлива, уменьшению вредных выбросов, возрастанию мощности, повышению максимальной скорости и улучшению динамики! Конечно, речь о долях процента – но откуда они?
Выскажу свое личное мнение: при создании свечей зажигания практика всегда опережает теорию. И все же попробуем сообща разобраться.
ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЭКОНОМИЯ?
В Японии жизнь дорогая. За литр бензина с вас потребуют евро с четвертью, а за участочек земли в две сотки (без строений!) придется залезть в кабалу и выложить шестизначную сумму. Поэтому стремление сэкономить вполне объяснимо.
Применительно к свечам зажигания это выглядит так. Электрод из иридиевого сплава сам по себе способен превратить свечу в долгожителя – от 100 000 км и выше. Боковой электрод также дорабатывают – например, приваривают к нему пятачок из платины. А самое «крутое» решение, показанное на заставке, – применить тот же иридиевый сплав. Это позволяет владельцу новенького автомобиля, по сути, исключить свечи из перечня расходных материалов – вот первый источник экономии.
А откуда лишние киловатты и иже с ними? На «Дэнсо» полагают, что мало поджечь смесь – нужно еще, чтобы фронт пламени двигался с максимально возможной скоростью. В «обычных» свечах ему тяжело «вылезать» наружу: мешает толстенный центральный электрод. Можно, конечно, по-простецки увеличить зазор в свече – мол, путь свободен! – но за это немедленно придется доплатить лишними киловольтами, а где их взять? Но если сделать электрод максимально тоненьким…
На «Дэнсо» при этом убивают двух японских зайцев – расчищают путь фронту пламени и уменьшают ненужный отвод тепла через центральный электрод. Напоминаем – его диаметр всего 0,4 мм. Впрочем, оговоримся сразу – на конвейеры автозаводов «Дэнсо» поставляет свечи с электродом потолще (0,7 мм). Там первоочередным требованием выдвигают длительную службу без замены, а потому свеча должна быть «долгоиграющей», типа long Life. Но если клиент захочет сэкономить, он купит и «тоненькие» свечи: пробег будет поменьше (сократится с 200 тыс. км до 100 тыс.), а мощность – побольше.
И еще один источник экономии. При прочих равных условиях свеча с соосно расположенными тонкими электродами требует меньшего пробивного напряжения, чем ее полноватые коллеги. А раз так, то в самых неблагоприятных условиях (резкий разгон и т. п.) такая свеча не будет жаловаться на нехватку киловольт от системы зажигания.
А ДЛЯ ВАС СВЕЧЕЙ НЕТ…
– А для вас свечей нет…
Этого я ждал и совсем не обиделся… Дело в том, что вежливые японцы пустили по кругу анкету – дескать, укажите марку вашего автомобиля, а мы подберем нужный комплект свечей, дабы вы лично смогли ощутить преимущества самого тонкого в мире «иридия»… Что ж, читайте правду – ГАЗ-3102 с двигателем ЗМЗ-4062. На следующий день все приглашенные получают фирменные пакетики – все, кроме меня… Японцы расстроены – с этими русскими вечно что-то не так… Ничего, ничего – в каталогах других производителей присутствуют и GAZ, и WOLGA… Смущенные хозяева тщательно переписывают содержимое техпаспорта и обещают в кратчайшее время разобраться.
Впрочем, свечи зажигания – только пробный снежный шарик, который должен сорвать на нас лавину другой техники – кондиционеров, генераторов, контроллеров и прочего. К тому же «Дэнсо» в первую очередь рассчитывает на владельцев иномарок – у них-то проблем с идентификацией нет. Но уж если не «волговодов», то владельцев «самар» и других ВАЗов «Дэнсо» уже обеспечивает – что за бизнес с Россией, если не знаешь про «Ладу»?
Увы – я так и не смог объяснить японцам, что на нашем бензине их свечи, скорее всего, будут отхаживать не по 100 тыс. км, а, скажем так, несколько меньше. Вежливо слушают, кивают и… не понимают.
Впрочем, может статься, они опять придумали что-то новенькое?