Рядовой захар иваныч

РЯДОВОЙ ЗАХАР ИВАНЫЧ

О машинах Великой Отечественной, конечно, написаны сотни страниц. Но мы хотим вместе с вами еще раз вспомнить автомобили, которые помогли одержать Победу, проследить хотя бы отдельные страницы их нелегких военных биографий...

ЗИС-5, один из самых массовых автомобилей Великой Отечественной, выпускал московский Завод имени Сталина (ЗИС) с 1934 года. Машина грузоподъемностью 3 т, с шестицилиндровым двигателем рабочим объемом 5555 см3 мощностью 73 л. с. при 2300 об/мин и четырехступенчатой коробкой передач представляла собой глубоко модернизированный АМО-3. Последний, по сути, был копией американского «Автокара».

Водители называли грузовик «трехтонкой» и «Захаром Иванычем» (от ЗИС) – сокращенно «Захар». ЗИС-5 слыл надежным и простым в обслуживании. Он, кстати, стал первой отечественной машиной, которую еще в 1930-х поставляли на экспорт – в Турцию, Иран, Прибалтику.

Помимо базовой модели, выпускали удлиненные (база – 4420 мм, против стандартной 3810 мм) версии: ЗИС-11 – шасси для пожарных, ЗИС-12 и ЗИС-14 – для специализированных автомобилей. Во время войны на такие ставили, в частности, зенитные и прожекторные установки.

В 1930-х производили газогенераторный ЗИС-13, седельный тягач ЗИС-10. Строили несколько полугусеничных версий (во время войны ЗИС-42 и ЗИС-42М), автобусы и фургоны. Полноприводных ЗИС-32 выпустили менее двух сотен. Была и трехосная модификация ЗИС-6. На ее шасси монтировали первые реактивные установки БМ-13 – легендарные «катюши».

Во время войны освоили модификацию, которую условно называли ЗИС-5В. У него была упрощенная кабина с деревянными панелями, иные крылья, часть машин даже с одной фарой и тормозами лишь на задних колесах. С 1942 года такие грузовики делал завод УльЗИС (позднее УАЗ) в Ульяновске, с 1944-го – УралЗИС в Миассе.

Всего построили около 1 млн. ЗИС-5 (на Урале грузовики выпускали до середины 1950-х), из них в период войны – более 130 тысяч.

Подпишитесь на «За рулем» в