Фрг: без аварий ездить выгодно
Несмотря на юридическую безотказность самой системы автострахования, она весьма запутана и несведущему разобраться в ее деталях непросто. Да это и ни к чему – сотни страховых компаний готовы предложить вам свои услуги. Приняв решение о покупке, вам не удастся миновать страхового агента. Он – первая инстанция, с которой вам предстоит общаться еще до оформления желанной сделки. От него автовладелец получает так называемую «доппель-карту» – свидетельство договорных отношений со страховой фирмой. С этого момента в течение двух недель она обязана заключить договор. Повод для отказа может быть только один – если выяснится, что клиент недоплатил взносы предыдущему страховщику.
Итак, договор подписан. Это означает, что страховая компания взяла на себя не только ответственность за возможные ошибки своего клиента, но и расходы по возмещению вероятного ущерба. Как и у нас, в Германии страхуется не любимая машина, которая рассматривается всего лишь как источник повышенной опасности, а гражданская ответственность владельца. При этом ущербом считают не только поврежденный автомобиль, но и разбитую витрину или погнутый фонарный столб, задавленное домашнее животное или медицинские расходы пострадавшего пешехода, включая стоимость лекарств. Не сомневайтесь, все это будет возмещено страховой компанией в пределах лимита, установленного государством. А это немалая сумма – до 50 миллионов евро! Правда, есть и множество оговорок. Например, если водитель совершил аварию в нетрезвом виде, ему не только не оплатят ущерб, но оштрафуют и лишат водительских прав.
ПОЧЕМ СПОКОЙСТВИЕ?
На вопрос о том, сколько стоит в Германии страховка, однозначно не ответишь. Для меня, даже после нескольких лет жизни здесь, это не очень понятно. Сумма зависит от многого. От того, скажем, насколько «свеж» ваш автомобиль, оборудован ли противоугонным средством, кто его постоянно будет водить, есть ли у хозяина машины гараж, будут ли взносы снимать со счета клиента или придется каждый раз напоминать ему об оплате и т.д. Порой при удачном стечении всех условий величина взноса может уменьшиться на 30–40% от первоначальной.
В немецком законе об обязательном страховании есть такое понятие, как класс аварийности автомобиля. Каждому типу авто соответствует определенный класс и таких пятнадцать: чем выше, тем дороже страховка. Например, за любой БМВ, имеющий высокий класс аварийности, придется заплатить больше, чем за «Фольксваген Пассат», а за «Мерседес» – больше, чем за «Тойоту». Правда, есть автомобили, которые изначально причислены к аварийноопасным. К ним, например, относится «Фольксваген Гольф», и причина такой его участи – популярность среди молодежи.
Зависит сумма страховки и от региона, в котором автомобиль поставлен на учет. Там, где зарегистрировано больше автомобилей, выше и региональный класс. Кроме того, он зависит от индекса средней аварийности в этом регионе. Но все же главное, что учитывают в стоимости страховки – это продолжительность безаварийной езды. Здесь руководствуются специальным показателем, выраженным в процентах. Новичок со стажем до трех лет начинает с 230%. Если в течение первого года у него не было аварии, процент снижается до 140. Следующий год безаварийной езды – уже 100%. И так вплоть до самого низкого порога – 30%. В денежном выражении сумма страховки у разных компаний различается несильно, поскольку ее определяют по специальной таблице. За свой трехгодовалый автомобиль «Volvo S60» по присвоенному мне классу 85% я плачу 1236 евро в год. При заключении договора со страховой компанией учитывали мой общий водительский стаж, сколько лет езжу без аварий (здесь агенту пришлось поверить мне на слово – выяснить, как я ездил в России, он не мог), модель и год выпуска автомобиля, а также наличие гаража. За 2-литровый «Ниссан-Примера» 1993 года выпуска мой знакомый, имея 70%, платит 924 евро в год.
КАК «ВЫКУПИТЬ» АВАРИЮ
Если клиент, застрахованный, как я, по классу 85%, совершит аварию, со следующего года он переходит на 140%, причем этот показатель никак не зависит от величины ущерба, оплаченного страховой компанией. Но если его размер невелик (до 500 евро), клиент имеет возможность прийти к компромиссу со страховщиком, «выкупив» у него аварию за эту сумму. То есть, иными словами, возместить ее из своего кармана. Любая страховая компания рассчитает, что для вас выгоднее в данном случае: воспользоваться страховкой или раскошелиться, «подчистив» свою водительскую биографию. В этом случае страховой класс за безаварийность останется прежним.
Есть в отношениях со страховой компанией и «несправедливые» моменты. Если вы, к примеру, в течение нескольких лет не совершили на своей машине ни одной аварии, но при этом она была застрахована на вашего приятеля или родственника, то все эти удачливые годы будут засчитаны не вам, а ему.