По два с полтиной
Двигатели: бензиновые 2,5–3,0 л (192– 231 л. с.) и турбодизель 3,0 л (240 л. с.).
Коробки передач: 6-ступенчатая механическая и 5-ступенчатый «автомат».
Комплектации: Business, Dynamic, Luxury.
Цена в России –Є48 900 –59 990 ($66 000–80 000).
Дебют полноприводного семейного универсала в самой мощной версии 2,5ХТ состоялся на Чикагском авто-шоу 2004 г. Среди «форестеров», поставляемых на европейский рынок, модель выделяется возможностями нового мотора и рассчитана прежде всего на активных водителей.
Двигатели: бензиновые 2,0–2,5 л (125–210 л. с.).
Коробки передач: 5-ступенчатая механическая (с демультипликатором для версии 2,0 л),4-ступенчатый «автомат».
Комплектации: для версии 2,5ХТ – уровень 1R.
Цена в России –$29 630–41 510.
БМВ Х3 и «Субару Форестер»? Знатоки сразу всплеснут руками: какое кощунство, ведь ни один уважающий себя поклонник баварской марки даже глазом не поведет в сторону какого-то там «лесника» (так переводится «форестер»). Еще можно допустить, что богатеющий владелец «японца» задумается о возвышении собственного реноме, прикидывая, как потратить заработанное. Ведь самый скромный «Х-третий» в полтора раза дороже новейшей модификации «Форестер 2,5 турбо». Рассуждая в рамках правил, не возьму на себя смелость оспаривать подобные мнения.
Но когда холодный расчет уступает место эмоциям, «игра в одни ворота» уже не кажется очевидной. Оба автомобиля позиционируются создателями не просто как средства передвижения. БМВ, помимо драйверских амбиций, олицетворяет собой достижение инженерной мысли, не стесненной рамками ценообразования. Это не просто автомобили, а наукоемкий продукт, чей перечень электронных хитростей займет полстраницы. А в начинке «японца» использованы узлы и агрегаты, доведенные до совершенства на культовом «Субару Импреза».
Ну и, наконец, двигатели – оба рабочим объемом 2,5 литра, с изменяемыми фазами газораспределения, мощностью 192 и 210 л. с. соответственно. Классической рядной «шестерке» – любимице многих баварских машин – будет, по нашему капризу, противостоять традиционный для фирмы «Субару» четырехцилиндровый «оппозитник» с турбонаддувом в новой версии 2,5 л.
ЗА ПОНИМАНИЕ
Оценивающе-отстраненный взгляд свысока. «Икс-третий» словно сканирует мои данные и, прогоняя их по многочисленным электронным системам, решает – принимать или нет.
Можно было и не примериваться к идеальной конфигурации сидений, отменным диапазонам их перемещений, регулировкам хваткого руля по высоте и длине, да и остальной атрибутике. Странно даже представить, чтобы что-то оказалось не так или хуже, чем у конкурентов.
Правда, ногам сидящего справа коллеги мешает стильный округлый выступ между полом и консолью (интересно, как это выглядит на праворульной версии?). А отсутствие раздельной климатической установки и вовсе вызывает его негодование: «Как же так, за эти деньги?..».
А БМВ все это выслушивает, не снисходя до комментариев: давайте, ребята, критикуйте. Скоро вы поймете – многое несущественно, а к остальному привыкнете. Поехали?!
Короткая пауза, затем уверенный рывок – и мы устремляемся к новым впечатлениям. Если бы не шильдик «2,5i», я, наверное, так и не догадался, что за двигатель спрятан под могучим капотом. Тандем «мотор–коробка» почти мгновенно вселяет веру в отличные динамические качества. И на очередной заправке на традиционный вопрос: «Ну как?» без тени сомнения поднимаю большой палец – здорово. Правда, испытания на полигоне корректируют оценку: автомобиль, безусловно, быстр, но после 160–170 км/ч заметно слабеет – сказываются аэродинамика и небеспредельные возможности мотора.
Закапсулированный двигатель лишь иногда напоминает о себе низким басовитым рыком, да и остальные шумовые производные незначительны. А вот неумеренный аппетит налицо: 16–17 л/100 км. Плата за быстроту и напористость настолько заметна, что иногда ими хочется хотя бы частично пожертвовать.
Чувство автомобиля или, если хотите, его взаимопонимание с водителем подкупало во всех баварских машинах. Увы, в нашем общении с Х3 некоторая отстраненность присутствовала почти постоянно. Он, безусловно, надежен, стабилен и даже безупречен в большинстве ситуаций. Но есть в реакциях машины тяжеловесность, на мой взгляд, излишняя монументальность. «Икс-третьему» не хватает эдакого задора, делающего машину не только правильной, но и жизнерадостной. Совсем как с человеком: пытаешься установить дружеский контакт, а он остается отстраненно вежлив и от этого неприступен.
Вот и мы никак не можем разговориться. То вдруг Х3 с интересом откликается на мои провокационные действия. Вот я отключил систему динамической стабилизации DSC, и мы плавно закружились в сложном танце боковых скольжений. И БМВ стал понятным и открытым. Но стоило опять включить электронику – он вновь начал высокомерно вмешиваться в мои действия, где-то «по делу», ну а иной раз откровенно пугая. Например, на извилистом серпантине DSC очень чутко реагирует на занос задней оси, активно борясь с ним. Однако стоило передним колесам попасть на лед, как, потеряв управление, мы тут же понеслись к ограничительному брусу. Привыкнув к помощи электроники, несколько мгновений я ждал: вот сейчас машина вырулит на безопасную траекторию. Как бы не так! Хорошо, что вовремя вмешался сам.
ПЕРЕВЕДИТЕ ДУХ
После мойки безрамочное стекло водительской двери «Субару» примерзло к уплотнителю. Казалось бы, мелочь, но ты уже недоволен: мешает. Оказавшись на сиденье, долго устраиваюсь – высока посадка, а ребро огромного люка вплотную над головой. После баварца я постоянно ловлю себя на мысли: «Субару» проще во всем. Солидная разница в цене заметнее всего в салоне. Тот выглядел ого-го, а здесь типично японский рациональный подход к большей части деталей интерьера: это видно и в расположении тумблеров, и в пластмассе переключателей. Конечно, можно сразу выйти и, громко хлопнув дверью, подвести итог: «Если это «лесник», то БМВ – как минимум, министр лесного хозяйства». Но не будем горячиться, ведь за кажущейся простотой может скрываться несколько иная идеология автомобиля сегмента SUV.
Через пару минут общения мы с «Форестером» уже понимаем друг друга с полуслова. Здесь как раз нет ни тени высокомерия, отстраненности, хотя критики ему, конечно, достается много. Что поделаешь – соперник уж больно серьезный.
«Вот видишь, – это я ему, – и подушка сиденья у тебя короче, а баранка (хоть и «Момо») жестче и тоньше. А сцепление? Хрупкая дама едва ли выжмет педаль наполовину». Но «японец», словно догадываясь о моих пристрастиях, хитро подмигивает зеленоватыми шкалами приборов: дескать, наверное, так оно и есть. Но ты заводи-ка двигатель, попробуй, на что я способен – хотя заранее можешь записать в протокол, что он шумнее бээмвэшного, да и вибрации ощутимее.
И вот 210 «лошадей» выстреливают машину по свежевыпавшему снежку. Характер чувствуется сразу – а едва стрелка тахометра перепрыгнет трехтысячную отметку, следует мощнейший рывок, меняющий ваше восприятие этого автомобиля. Вторая передача, третья, пятая, на спидометре уже под двести, а «лесник» все не успокаивается, явно стремясь рассчитаться за критику. И в этом честолюбивом упорстве ни намека на недосказанность или недопонимание!
Жесткие подвески подчеркивают спортивный характер этой версии. Быстрые отклики на действия рулем больше напоминают заряженную «Импрезу». Ну а главное – никакой электроники. Перебрал со скоростью на входе в поворот – машина плавно заскользила наружу, дав понять: не горячись. Сделал все правильно – можешь наслаждаться управляемостью доведенного до совершенства полноприводника. Конечно, панибратства он не прощает, ведь лошадиных сил немало, но найти с ним общий язык довольно легко. Останавливаюсь перевести дух, а он словно посмеивается: ну что, побежишь осваивать «х-Драйв» или еще покатаемся?
РЕЗЮМЕ
BMW X3 – быстр, темпераментен, безопасен, уверен в себе. Ему бы чуть меньше высокомерия и побольше человечности.
+ Продуманный, функциональный интерьер, сбалансированные ездовые свойства, высокий технический потенциал.
- Жесткие на высокой скорости подвески, нескромный расход топлива.
РЕЗЮМЕ
Subaru Forester 2,5ХT – прежде всего рационален. Однако ездить правильно и быстро он умеет не хуже БМВ, а возможно и лучше.
+ Ярко выраженные ездовые возможности, удобный салон, отличная доведенность полного привода.
- Невысокий акустический комфорт.