Зимние каникулы
ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ
Зимой даже дороги автополигона покрываются снегом и льдом. Результаты замеров разгонной и тормозной динамики автомобиля, в отличие от полученных на сухом асфальтобетоне, теперь справедливы только для конкретных условий теста. Ведь покрытие на зимней дороге нестабильно, температура и влажность в холодное время года тоже очень часто меняются. Коэффициент сцепления шин на заснеженной или обледенелой тестовой трассе не только существенно уменьшается, но и «плавает» в очень широких пределах – примерно от 0,2 до 0,6. Ясно, что время разгона до 100 км/ч или показатели эластичности автомобиля будут совсем иными, нежели на сухом асфальте.
Конечно, создав идеальные, а вернее, равные условия, машины можно сравнивать: на совершенно ровном льду, с абсолютно одинаковыми шинами... Ну и что мы получим? Определим лучшего в номинации «хоккеист»... Тем более, что замеры разгонной и тормозной динамики зимой характеризуют не только возможности автомобиля, но и особенности шин, уровень подготовки водителя.
Кстати, на знакомой всем снежно-солевой субстанции, покрывающей дороги общего назначения, коэффициент сцепления меняется в еще более широком диапазоне, и не только в зависимости от температуры и влажности, но и от интенсивности движения. Естественно, автомобиль даже на хороших зимних шинах становится плохо предсказуемым, особенно для неопытных водителей. Впрочем, довольно рассуждений. Давайте все же проведем испытания. Ведь лучше один раз увидеть…
На лед и снег динамометрической дороги приглашается редакционная «Тойота Королла»! О требованиях к испытателю мы уже рассказывали (ЗР, 2004, № 10). Например, в пяти заездах на сухой дороге разброс показателей должен быть не более 5%. На неоднородном снегу и льду добиться этого довольно сложно даже профессионалу.
Итак, давление в шинах (зимних шипованных) проверено, аппаратура настроена…. Температура – минус 9, покрытие – шероховатый лед со снегом. И вот машина летит по дороге, «вихри снежные крутя». Красиво, конечно! А что показывают приборы?
До 100 км/ч автомобиль разгоняется в два с лишним раза медленнее, чем летом (см. таблицу). До 40 км/ч – в 4,2 раза! Неплохо бы помнить это, пересекая нерегулируемый перекресток или совершая обгон. Но самое показательное – тормозная динамика. «Тойота» проиграла сама себе более... 113 м! Надеемся, этот опыт кому-нибудь пригодится.
Но только не для сравнительных тестов автомобилей, где мы хотим понять их максимальные возможности. Один автомобиль ускользит на 153 м, другой на 155 – так мы оценим скорее опасность лихой езды.
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Итак, повторим: для испытаний по стандартной программе придется дождаться весны. Зато по морозу проводим специальные тесты: зимние шины, полноприводные трансмиссии различных конструкций, ABS, противобуксовочные и прочие современные системы, призванные «показывать класс» именно в таких условиях. Важно, что эти испытания – сравнительные.
Для зимних тестов готовят участок дороги с максимально однородным покрытием, будь то лед, укатанный или рыхлый снег. Кстати, за рубежом существуют специальные зимние полигоны. Например, в заполярном финском городке Ивало, где климатические условия относительно стабильны и низкие температуры сохраняются долгое время.
Требования к квалификации эксперта тоже более строгие, чем летом. Ведь количество заездов ограничено, поскольку быстро меняется состояние покрытия. Ну и, разумеется, перед водителем стоит задача сохранить автомобиль... когда под колесами голый лед. Скользкие дороги диктуют оригинальные методы замеров. Например, при сравнительных испытаниях шин разгонную динамику оценивают в диапазоне от 0 до 30 км/ч или даже от 5 до 35–40 км/ч. Тем самым снижают вероятность ошибок водителя-эксперта и сокращают тестовый участок дороги. Кроме того, в зависимости от внешних условий результаты замеров порой приходится корректировать, сравнивая данные по испытуемым шинам с условно эталонным комплектом – «печкой» конкретного теста. Тормозной путь измеряют не с «летних» 100 и даже 80, а с 50 км/ч.
Для оценки устойчивости и управляемости, как правило, фиксируют время выполнения различных тестовых маневров, в том числе движения по замкнутым трассам различной конфигурации. Но секунды – не единственный критерий. Вынося вердикт, испытатель в первую очередь оценивает трудоемкость и эффективность управления.
Зимой об автомобиле можно узнать много нового и интересного, а кое-что только зимой. Согласитесь, максимальная скорость и разгон до 100 км/ч – очень важные, но не единственные параметры, характеризующие машину. О них мы, конечно, тоже расскажем. Ведь до весны уже недалеко.