Навигаторы: Гаджет путеводный
Каждый портативный навигатор продается с установленной программой. Основных критериев при выборе устройства два: размер экрана (+ миниатюрность корпуса) и навигационный софт. Причем качество и продуманность программы-«поводыря» обычно значат гораздо больше. С экраном все просто – чем больше, тем нагляднее. Самый популярный размер дисплея – 4–5 дюймов, но даже минимальные 3,5 дюйма вполне подходят, ведь карта не требует особой детализации. Многие водители почти не смотрят на экран, в основном полагаясь на голосовые команды устройства.
Программное обеспечение в навигатор зашито намертво, его смена не предусмотрена. Максимум, что можно сделать, – обновить с помощью домашнего компьютера карты и программу, да и то, если производитель предлагает техническую поддержку. Только на первый взгляд навигационных программ великое множество. При ближайшем рассмотрении часто оказывается, что на разных штурманах установлен идентичный софт или вариации одной удачной программы с адаптацией под конкретное устройство. А раз так, то все отличия сводятся к оформительским рюшечкам и набору программ-бонусов. Характерен пример программ-клонов одного из столпов навигационного софта – iGo: знакомый интерфейс можно найти у карт тайваньского производителя Mio. Среди достоинств двух программ отечественных разработчиков «Автоспутника» и «Навител Навигатора» – умение прокладывать маршрут с учетом дорожных пробок. Большинство других программ этой возможности лишены, по крайней мере в России. Источник информации о ситуации на дорогах до недавних пор был один – оператор «Смилинк». Этим летом подобную услугу предложила и компания «Навиком» (бренд Garmin). Особняком стоит один из сильнейших игроков на рынке навигации – компания Garmin. Она комплектует изделия собственным софтом.
В режиме навигации все устройства предлагают двухмерный режим отображения информации, когда картинка на экране представляет собой карту, по которой перемещается курсор в виде стрелки или виртуального автомобильчика. Причем более удобен режим, когда курсор «едет» строго вверх, как бы по ходу движения, а вращается сама карта. Для лучшей наглядности в большинстве программ предусмотрен так называемый 3D или объемный режим, к которому по справедливости стоит приставить слово «псевдо». На самом деле это та же двухмерная карта, программным способом «отклоненная» назад и как бы уходящая за горизонт. В результате за курсором вы наблюдаете как бы с высоты птичьего полета. Эта картинка действительно гораздо наглядней. В ряде стран ведутся разработки по созданию подлинных 3D-карт, где прорисованы реальные объемные здания, а ведение по маршруту напоминает автомобильную компьютерную игру. Но создание, а тем более обновление таких программ требует намного больших усилий, чем прорисовка обычной карты, так что ожидать в скором времени настоящих объемных карт российских городов вряд ли придется.
Возможности «поводыря» зависят от зашитого в устройство софта
Голосовое сопровождение программы важно не меньше картинки. Более того, в некоторых встроенных навигаторах именно на речевые подсказки возложена основная роль, а визуально они дополнены лишь поворотной стрелкой и указанием расстояния до ближайшего маневра.
Что касается голосовой поддержки в отечественных программах для портативных навигаторов, то совет здесь один – постарайтесь привыкнуть к нюансам «терминологии». Вполне возможно, что первое время вы не всегда будете понимать, что же прибор от вас хочет. Если фраза «поверните направо» вполне понятна, то оборот «держитесь правее» в разных ситуациях может означать просто уход вправо на развилке либо резкий поворот, либо просто рекомендацию держаться правой полосы перед следующей командой. Порой проще переключить навигатор на английский язык, чтобы избежать иносказаний. На самом деле подобные промахи бывают весьма редко, но иногда они обходятся в несколько километров лишнего пути.
Навигатор может выполнять функции не только штурмана, но и адресного справочника при помощи так называемых POI (Points Of Interest), что буквально означает «точки интереса», а в сущности полезные объекты: заправки, аптеки, рестораны, кинотеатры, больницы… Поиск объектов сначала идет по тематическим разделам – например, «транспорт», «государственные органы», «развлечения» и т.п., а затем нужный пункт ищется по алфавиту или в пределах какого-либо расстояния – допустим, АЗС в радиусе 2 км. Количество POI в программе и удобство их поиска всецело зависят от компании-разработчика. Сколько людей, столько и мнений – поэтому, если вы собираетесь часто пользоваться POI, то перед покупкой навигатора проверьте, как они реализованы в конкретной программе.
Помимо основных функций большинство портативных навигаторов имеют и ограниченный набор мультимедийных возможностей. Обычно это проигрыватель MP3-файлов, программа для просмотра фотографий, система hands free, подключаемая к телефону через bluetooth.
До недавнего времени автонавигаторы хорошо ориентировались лишь в Москве и Санкт-Петербурге. В последние годы ситуация начала меняться в лучшую сторону. Постепенно к «столицам» подключаются городамиллионники. Остальная часть России представлена крупнейшими автомобильными трассами, где города отмечены контурами, но белых пятен на карте страны становится все меньше. Так что наличие технической поддержки и частота выхода обновлений карт – один из главных критериев выбора навигатора.
Не стоит однако видеть в навигаторе решение всех дорожных проблем. Как показывает опыт, карты, пусть обновленные нынешним летом, не гарантируют вам 100% ориентации даже в столице – система может легко «не увидеть» поворот на вашу родную улицу, существующий уже добрый десяток лет, или «не заметить», что рекомендует повернуть вам под «кирпич». Но при поездке в совершенно незнакомый район или город этот гаджет окажется однозначно полезным: рано или поздно вы приедете в нужную точку, даже если на это потребуется не один десяток «пересчетов маршрутов».