Грузим помалу

ГРУЗИМ ПОМАЛУ

Допустим, вы начинающий предприниматель или владелец фирмы, занимающейся грузовыми перевозками. Вам предстоит выбрать рабочую лошадку. Легковушке с желаемыми объемами не справиться, а гонять недогруженную полуторку невыгодно. Нужно нечто среднее, например, небольшой фургон примерно на полтонны на базе легковой машины. Желательно – подешевле, то есть выбирать будете из отечественных.

Кандидаты – две самые продаваемые в своем классе модели. ВИС-2345 – родственник «Жигулей», продукт фирмы «ВАЗинтерсервис»; Izh 2717 по имени прототипа зовут «Ода-Версия». До середины это знакомые легковые машины, сзади – грузовики. У обоих «будка» для товара установлена на раме, задняя подвеска – на продольных полуэллиптических рессорах.

САДИМСЯ

Тому, кто ездил на «одах» и «пятерках», в кабинах фургонов все привычно. Похоже, только регулировки сиденья по длине тут скромнее, поэтому водители внушительных габаритов почувствуют себя стесненно.

Сидеть в ВИСе так же неудобно, как в «Жигулях». ИЖ, конечно, тоже не идеал, но здесь по крайней мере удается найти правильное положение рук и ног. Получше и сами сиденья – боковая поддержка спинки хотя и слабовата, но у «висовских» кресел она вовсе отсутствует. Посидев в той и другой машине, понимаешь, кто из водителей будет чаще жаловаться на боли в спине. Несколько удобнее педальный узел ВИСа – у ижевского фургона педали чересчур сближены. Без привычки, газуя, цепляешь тормоз.

«Печки» у обеих машин неплохие – даже в трескучий мороз в кабине тепло. У «Версии» вентилятор работает тише, да и выставить желаемую температуру оказалось проще. Вероятно, еще потому, что трогать в ВИСе ползунок, управляющий краном отопителя, лишний раз не хочется: проблемы с ним испытало не одно поколение владельцев «Жигулей». Зато пол здесь застелен резиновыми матами. Они не столь эстетичные, как ворсовые в ИЖе, зато практичнее.

ГРУЗИМ

Нам достался ВИС с оригинальной грузовой надстройкой – «будку» из полиэфирного пластика с фанерным полом устанавливают дилеры. Таких машин продают немало, стоят они на 10–12 тыс. рублей дороже обычного заводского фургона. Доступ в грузовое отделение ВИСа закрывает хитрая дверь, которая за несколько секунд скручивается в рулон под потолком.

Чтобы попасть в грузовой отсек «Версии», открываем верхнюю крышку, которую удерживают амортизаторы. Это – пока они новые, а потом придется менять или, как делают многие, возить с собой подпорку. Нижний борт откидывается на 90° – его цепи выдерживают вес в меру упитанного человека (проверили!). Скажите, на какой машине можно вплотную подъехать к дверям магазина?

Плотно уложить в ижевский фургон коробки с товаром мешают колесные ниши и сужающаяся кверху надстройка. Защитное покрытие нанесено, как ни странно, только на боковые стенки и крышу, а значит, задний борт и пол довольно быстро поцарапаются и поржавеют. К тому же герметичностью кузов не отличается...

Грузовое отделение ВИСа практичнее и удобнее. Фанере и пластику коррозия нестрашна. Полезный объем прямоугольной «будки» скрадывают только выступающие ребра жесткости. Однако погрузочная высота на 140 мм выше, чем у ижевского фургона. Сняв верхнюю крышку, Izh 2717 можно превратить в пикап с откидными бортами. ВИС-2345 в этом исполнении на подобную трансформацию не способен.

Как же легко закрывать жалюзи-роллеты (так эту дверь называет фирменный проспект) на ВИСе, только… что-то ключ не поворачивается. Минут через десять нашли-таки правильное положение и задвинули засовы – иначе дверь от тряски свернется в трубочку. Замок «Версии» тоже хлипкий, но закрывается без нареканий. Вообще, пустой фургон запирать необязательно – достаточно просто повернуть ручку.

ЕДЕМ

Под капотами грузовичков – карбюраторные двигатели ВАЗ. Коммерческие автомобили стараются максимально удешевить, иногда в ущерб экологии. А ведь они накатывают километры намного быстрее легковых машин, то есть интенсивнее загрязняют атмосферу. Было бы логично именно на развозные грузовички устанавливать впрысковые двигатели и системы нейтрализации...

«Версия» с двигателем 1,6 едет веселее ВИСа, под капотом которого полуторалитровый агрегат. Например, 8-процентный подъем порожняя ижевская машина легко берет на четвертой передаче, а ВИС в конце горки настоятельно просит третью. Кстати, на скорости выше 80 км/ч тольяттинский фургон шумнее своего ижевского коллеги, который вовремя переходит на пятую передачу.

На погрузку становись! В грузовые отсеки легли мешки с балластом. Резвости у обоих фургончиков, конечно, поубавилось, однако соотношение сил не изменилось. В тот же 8-процентный подъем ИЖ бодро забирается на третьей передаче, а ВИС к концу скисает. Не переключаясь, ижевская машина осилила и 10-процентный уклон; правда, уже не так бойко. «Тольяттинец» же заставил в середине подъема подоткнуть вторую.

В движении ВИС дребезжит и гремит легковыми и грузовыми частями. «Версия» тоже постукивает и побрякивает разными деталями, но заметно тише. За ней осталась еще одна победа – смогла развернуться в один присест на неширокой дороге полигона. ВИС-2345, который ехал следом, уперся бампером в заснеженную обочину. Усилие на руле ИЖа меньше, правда, и передаточное отношение иное – 3,5 оборота против 3 на ВИСе.

Итак, господа коммерсанты, определяйтесь! Как видите, у каждого грузовичка свои слабые и сильные стороны. Ижевский автомобиль заметно дешевле. Конечно, многое решает надежность, ведь простои из-за неисправности сильно бьют по карману. По мнению ремонтников, меньше проблем должен доставить ВИС, однако у тестовой машины сломались «дворники», а «Версия» держалась молодцом. Покупка российского автомобиля – это всегда лотерея. Впрочем, деловым людям такие вещи объяснять не нужно – в бизнесе ведь тоже нужна удача.

БУДУЩИМ ВЛАДЕЛЬЦАМ

Izh 2717 и ВИС-2345

Заводская гарантия – 30 тыс. км или 1 год в зависимости от того, что наступит раньше. ТО-1 для Izh 2717 (на 2 тыс. км) в столице стоит 3700 руб., последующие ТО: 15 тыс. км – 3900, 30 тыс. км – 4000 и т.д. Правда, завод предписывает еще и промежуточное (каждые 7,5 тыс. км) обслуживание для замены масла. ТО-1 для ВИС-2345 (на 2,5 тыс. км) обойдется в 2850 руб., далее 10 тыс. км – 2800 руб., 20 тыс. км – 3200, 30 тыс. км – 3100 руб. и т. д.

РЕЗЮМЕ

ВИС-2345 – «Жигули» по характеру, грузовик – по сути. Чемпион в своем классе по вместительности грузового отсека.

+ Большое и удобное грузовое отделение, простота в обслуживании, развитый сервис.

- Посредственная тяговооруженность, неудобная посадка, повышенный шум, плохая маневренность.

РЕЗЮМЕ

Izh 2717 – потомственный «каблук» с неплохими динамическими характеристиками и удобной посадкой. Победитель в зачете «самый доступный».

+ Комфортная кабина, невысокая цена, большой запас топлива, простота в обслуживании.

- Негерметичный и непрактичный грузовой отсек, репутация ненадежной машины, перебои с запчастями.

Фото: Александр Батыру

Подпишитесь на «За рулем» в