Свет сквозь слезы
С другой – плохо: приходится ограничивать яркость ламп, чтобы не слепить встречного водителя. Схема «европейский луч» (она принята и в России) работает по-другому. Под нитью ближнего света установлен экран, закрывающий нижнюю часть отражателя. В результате на дороге появляется контрастная картинка асимметричной формы с длинным «языком» вдоль обочины. Очевидно, яркий свет в этом случае встречному не помеха. Правда, только если луч не переходит за отведенную черту, то есть фары правильно ориентированы. Регулируют их в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях на специально размеченном экране. Чтобы проверить, как относятся к этому ответственному делу на СТО, мы посетили несколько столичных сервисов.
ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ
Разумеется, фары выставляют еще на заводе. Что, казалось бы, изменяется в эксплуатации? Со временем поизносилась резина, подсели пружины – уменьшилась и высота фар над дорогой. А если передняя и задняя подвески «устали» неравномерно, оптическая ось фары уйдет в небо либо упрется в асфальт. Порой сбивают настройку, поставив, скажем, покрышки нештатной размерности или подложив проставки под пружины. Что уж говорить про усталостную или аварийную деформацию кузова, когда «уплывают» сами установочные места. Подвести может и бракованная лампа, ведь кривая колба в фокус фары не попадет! Словом, проверять и регулировать свет стоит не только перед техосмотром.
ПРОСТЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Сама регулировка никакой трудности не представляет. Поочередно вращая пару настроечных винтов, совмещают светотеневую проекцию луча с линиями на экране. Правда, натурный способ требует много места. Дело даже не в размере экрана – источник света должен отстоять от него аж на 10 метров. С учетом длины самого автомобиля придется «заморозить» метров пятнадцать свободного пространства. Сжать его позволяет оптический прибор: мощная линза проецирует изображение на расположенный в фокусе миниатюрный экранчик – точную копию «настоящего». При измерениях расстояние между прибором и фарой – лишь около полуметра. Пол непременно должен быть ровным: продольный и поперечный уклон опорной поверхности не может превышать 1%!
Разумеется, фары должны быть сухими и чистыми, иначе на экране забрезжит рассеянный свет. Прежде чем поставить корректор фар в «ноль», надо убедиться в его работоспособности: настраивать неисправную систему не имеет смысла. Давление в шинах следует привести в норму, но выравнивать его по колесам, стравливая воздух, нельзя. Ведь на приспущенных покрышках фары окажутся ближе к земле. И еще – при измерениях водитель должен сидеть в машине – обычная загрузка авто (о других вариантах побеспокоится корректор).
Подготовив машину, можно браться за прибор. Первым делом надо сориентировать его так, чтобы оптическая ось была параллельна продольной оси автомобиля. Последовательность действий зависит от конструкции прибора. Иногда пользуются выравнивающими стержнями с распорками, которые образуют прямоугольную раму, упирающуюся в передние колеса машины. В других приборах роль распорок играют стержни, одновременно касающиеся центров рассеивателей фар. Но самое компактное устройство – зеркальный визир. Это закрепленное на стойке прибора зеркало с горизонтальной линией на отражающей поверхности. Она должна равномерно касаться изображения каких-нибудь парных элементов кузова. Например, центров опорных чашек передних стоек.
После этого прибор ориентируют по горизонту, используя встроенный уровень. Для совмещения по высоте рекомендуют пользоваться рулеткой и шкалой на стойке прибора, но можно сделать это и на глаз – свойства линзы прощают погрешность в три сантиметра.
Совместив оптическую ось фары и прибора, вводят установленный размер «е». Это величина отклонения светотеневой границы от линии, означающей высоту центра лампы над дорогой. Численное значение (у каждой модели свое) указано на наклейке близ корпуса фары. Так, 1,3% соответствует понижению луча в 13 см на каждые 10 м. Фактически картинка в приборе просто опускается на соответствующую величину. Отрегулировав ближний свет, приступаем к дальнему. Здесь световое пятно должно упереться в центр экрана. В фарах с единым отражателем это происходит автоматически. Если фары дальнего света расположены отдельно, придется повторно настроить прибор.
УГОЛ ПАДЕНИЯ
На сей раз столичным сервисменам предложили простейшую, на наш взгляд, задачу – отрегулировать фары на «Ладе-115». Однако оказывают эту услугу далеко не везде. Особенно странно, что подобной безделицей не утруждают себя многие станции кузовного ремонта. Мол, наше дело воссоздать внешний вид, а «косоглазие» пусть другие исправляют.
А у «других» – своя психология: никак не могли взять в толк, что означает настроить оптику «для себя». Пришлось поменять легенду: мол, «завернули» на техосмотре. Почувствовали разницу? В одном случае критерием будет дорога, в другом – только штампик в диагностической карте.
В автосервисе «Лихоборский» место для регулировки – на диагностическом участке. Свой угол свидетельствовал о серьезном подходе – по крайней мере, на ровный пол можно было рассчитывать. Прибор оказался чистым и был укомплектован визиром. Мастер действовал грамотно, разве что посмотреть давление в шинах поленился. Уплатив за работу 115 рублей, итог посчитали удовлетворительным. Увы, больше таких высот не достиг никто. Как правило, автомобиль загоняли на свободное место и, подкатив прибор к фаре, начинали священнодействие. Как при этом удавалось совмещать оптические оси (да и удавалось ли?), мы, признаться, не поняли. Характерно, что ни один из шести мастеров не признал работу предшественника. Бормоча под нос ругательства, каждый перенастраивал свет на свой вкус. Были и особо отличившиеся. Персонал расписанного в психоделическом стиле ангара в Керамическом проезде предложил приехать ночью (!), дабы сделать регулировку «на глаз». А у одного из официальных дилеров ВАЗа автомобиль и прибор расположили на разных берегах ливневого стока. Их взаимный наклон составил никак не меньше 15 градусов! Чтоб задрать фары до «нужного» уровня, еле-еле хватило резьбы на регулировочных винтах. В кассе нам предложили подписать приемосдаточный акт, согласно которому мы не имели претензий к качеству услуг. Удобная вещь – расписался и взял ответственность на себя. А чтобы оказанному доверию соответствовать, остается одно – учить теорию автомобиля!
НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ
Проверять фары нужно регулярно. В сервисе для этих целей необходим специальный участок с выведенным «под уровень» полом. Прибор должен быть чистым и комплектным – отсутствие выравнивающих стержней или визира сводит эффективность работы к нулю. Желательно удостовериться, что прибор, как и всякое средство измерения, прошел очередную поверку.
Не расписывайтесь, что удовлетворены качеством регулировки. Вы не эксперт – пусть за работу отвечает исполнитель!
Соавтор: Геннадий Емелькин. Фото: Александр Кульнев