Последний рубеж

ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ

Как сделать, чтобы опасные дорожные препятствия, наоборот, помогали сохранить жизнь водителю и пассажирам? В США и Европе демпфирующие конструкции начали использовать еще в 1969 году, когда ремни и подушки безопасности были гораздо менее распространены, чем сейчас. Их применение, кстати, позволило снизить количество ДТП с летальным исходом с 60 до 12%.

Внешне дорожное демпфирующее устройство напоминает металлический пенал с закругленным торцом. Боковые стенки – телескопические – перемещаются относительно друг друга по направляющим, закрепленным на полотне дороги. Внутри пластиковые кассеты-картриджи с особым наполнителем, которые деформируются, смягчая удар при наезде. После срабатывания демпфер сохраняет до 70% работоспособности, а в исходное состояние его можно привести менее чем за 30 минут, растянув тросом и заменив демпфирующие блоки.

По инициативе московской корпорации «Строй Инвест Проект М» в ноябре 2004 года на Дмитровском автополигоне (НИЦИАМТ) были проведены контрольно-демонстрационные испытания дорожного демпфера, изготовленного в США. Начиненный измерительной аппаратурой GAZ 24-10 общей массой около 1300 кг на скорости 76,1 км/ч врезался в препятствие. Даже беглый осмотр после удара убедил в эффективности устройства. Повреждения передней части оказались гораздо менее серьезными, чем при наезде на неподвижное препятствие. Впечатления осмотра подтвердили результаты замеров. Перегрузки внутри автомобиля не превысили 15 g, тогда как при фронтальном ударе в бетонный куб допустимый порог определен в 80 g! Изготовители утверждают: устройство способно безопасно принять удар объекта массой до 2200 кг, движущегося со скоростью около 110 км/ч.

По словам председателя Московской городской думы Владимира Платонова, присутствовавшего на тесте, такие устройства в качестве эксперимента установят на третьем транспортном кольце и Московской кольцевой автодороге. Стоимость одного сооружения, правда, немаленькая – около 17 тыс. долларов. Однако часть затрат могли бы взять на себя страховые компании, напрямую заинтересованные в снижении травматизма при ДТП.

Подпишитесь на «За рулем» в